Сущность художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое развитие — важнейшая составляющая воспитания гармоничной личности ребенка. Оно направлено на формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремления самому участвовать в создании прекрасного.
Основные задачи художественно-эстетического развития дошкольников:
- Развитие эстетического восприятия окружающего мира
- Приобщение к различным видам искусства
- Развитие художественных способностей
- Формирование эстетического вкуса
- Воспитание эмоциональной отзывчивости
- Развитие творческого потенциала
Основные направления художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в следующих основных направлениях:
Изобразительная деятельность
Включает рисование, лепку, аппликацию. Через эти виды творчества дети учатся отображать свои впечатления об окружающем мире, выражать свое отношение к нему. Развивается воображение, чувство цвета, формы, композиции.
Музыкальная деятельность
Предполагает развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, умения двигаться под музыку. Дети знакомятся с музыкальными произведениями, учатся воспринимать характер и настроение музыки.
Театрализованная деятельность
Позволяет развивать творческие способности детей через перевоплощение в различные образы. Способствует развитию речи, памяти, воображения, коммуникативных навыков.
Художественная литература
Знакомство с лучшими образцами детской литературы развивает образное мышление, речь, воображение. Дети учатся понимать красоту художественного слова.
Методы художественно-эстетического развития дошкольников
Для эффективного художественно-эстетического развития дошкольников используются следующие основные методы:
Наглядные методы
К ним относятся:
- Наблюдение (рассматривание картин, иллюстраций, предметов искусства)
- Показ способов действий (например, показ приемов рисования)
- Демонстрация образца
Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие представления об искусстве и способах художественной деятельности.
Словесные методы
Включают:
- Беседы об искусстве
- Рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы
- Объяснение способов действия
С помощью словесных методов педагог знакомит детей с новыми знаниями об искусстве, объясняет приемы художественной деятельности.
Практические методы
Основные практические методы:
- Упражнения (например, в рисовании, лепке, пении)
- Экспериментирование с материалами и инструментами
- Моделирование (составление композиций)
Практические методы позволяют сформировать умения и навыки художественной деятельности.
Игровые методы
Включают дидактические, творческие, музыкальные игры. Они стимулируют интерес детей к художественно-эстетической деятельности, делают ее увлекательной.
Формы организации художественно-эстетического развития дошкольников
Основные формы работы по художественно-эстетическому развитию в детском саду:
Занятия
Проводятся по изобразительной деятельности, музыке, ознакомлению с художественной литературой. На занятиях дети получают новые знания и умения в области искусства.
Совместная деятельность взрослого и детей
Включает:
- Творческие проекты
- Изготовление атрибутов для игр
- Оформление группы к праздникам
- Организацию выставок детских работ
Такая деятельность позволяет применить полученные знания и умения на практике.
Самостоятельная деятельность детей
Предполагает свободное рисование, лепку, музицирование, театрализованные игры по собственному желанию детей. Для этого создается соответствующая предметно-развивающая среда.
Индивидуальная работа
Проводится с отдельными детьми для совершенствования их умений, раскрытия творческого потенциала.
Создание эстетической развивающей среды в детском саду
Важнейшее условие художественно-эстетического развития — грамотно организованная предметно-пространственная среда. Она должна включать:
- Уголок изобразительной деятельности с различными материалами для творчества
- Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами
- Театральный уголок с различными видами театров
- Книжный уголок с детской художественной литературой
- Выставки детских работ
- Репродукции картин, предметы декоративно-прикладного искусства
Эстетически оформленная среда пробуждает у детей интерес к прекрасному, желание самим участвовать в создании красивого окружения.
Роль педагога в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Успешное художественно-эстетическое развитие дошкольников во многом зависит от профессионализма педагога. Воспитатель должен:
- Обладать художественно-эстетической компетентностью
- Уметь заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность
- Создавать атмосферу творчества на занятиях
- Поощрять самостоятельность и инициативу детей
- Замечать и поддерживать любые проявления творчества
- Уметь интегрировать различные виды искусства
Только увлеченный, творческий педагог способен воспитать в детях любовь к прекрасному, желание творить.
Взаимодействие с семьей в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Для полноценного художественно-эстетического развития необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Основные формы взаимодействия:
- Консультации для родителей по вопросам эстетического воспитания
- Мастер-классы по различным видам творчества
- Совместные творческие проекты
- Организация выставок семейного творчества
- Рекомендации по посещению музеев, выставок, театров
Согласованность действий педагогов и родителей — важное условие эффективного художественно-эстетического развития дошкольников.
Диагностика художественно-эстетического развития дошкольников
Для оценки результативности работы по художественно-эстетическому развитию проводится педагогическая диагностика. Она позволяет выявить:
- Уровень развития эстетического восприятия
- Наличие эстетических представлений, знаний
- Способность к эмоциональному отклику на эстетические объекты
- Уровень овладения различными видами художественной деятельности
- Наличие творческих проявлений в художественной деятельности
Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Ее результаты позволяют скорректировать педагогический процесс, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.