Художественно-эстетическое развитие дошкольников: методы, формы и приемы

Как организовать художественно-эстетическое развитие детей в детском саду. Какие задачи ставятся перед педагогами дошкольного образования в этой сфере. Какие методы и приемы эстетического воспитания наиболее эффективны для дошкольников. Как оценить результаты художественно-эстетического развития детей.

Содержание

Сущность художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая составляющая воспитания гармоничной личности ребенка. Оно направлено на формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремления самому участвовать в создании прекрасного.

Основные задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

  • Развитие эстетического восприятия окружающего мира
  • Приобщение к различным видам искусства
  • Развитие художественных способностей
  • Формирование эстетического вкуса
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости
  • Развитие творческого потенциала

Для реализации этих задач используются различные методы и формы работы с детьми, которые мы рассмотрим далее.


Основные направления художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в следующих основных направлениях:

Изобразительная деятельность

Включает рисование, лепку, аппликацию. Через эти виды творчества дети учатся отображать свои впечатления об окружающем мире, выражать свое отношение к нему. Развивается воображение, чувство цвета, формы, композиции.

Музыкальная деятельность

Предполагает развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, умения двигаться под музыку. Дети знакомятся с музыкальными произведениями, учатся воспринимать характер и настроение музыки.

Театрализованная деятельность

Позволяет развивать творческие способности детей через перевоплощение в различные образы. Способствует развитию речи, памяти, воображения, коммуникативных навыков.

Художественная литература

Знакомство с лучшими образцами детской литературы развивает образное мышление, речь, воображение. Дети учатся понимать красоту художественного слова.


Методы художественно-эстетического развития дошкольников

Для эффективного художественно-эстетического развития дошкольников используются следующие основные методы:

Наглядные методы

К ним относятся:

  • Наблюдение (рассматривание картин, иллюстраций, предметов искусства)
  • Показ способов действий (например, показ приемов рисования)
  • Демонстрация образца

Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие представления об искусстве и способах художественной деятельности.

Словесные методы

Включают:

  • Беседы об искусстве
  • Рассказ воспитателя
  • Чтение художественной литературы
  • Объяснение способов действия

С помощью словесных методов педагог знакомит детей с новыми знаниями об искусстве, объясняет приемы художественной деятельности.

Практические методы

Основные практические методы:

  • Упражнения (например, в рисовании, лепке, пении)
  • Экспериментирование с материалами и инструментами
  • Моделирование (составление композиций)

Практические методы позволяют сформировать умения и навыки художественной деятельности.


Игровые методы

Включают дидактические, творческие, музыкальные игры. Они стимулируют интерес детей к художественно-эстетической деятельности, делают ее увлекательной.

Формы организации художественно-эстетического развития дошкольников

Основные формы работы по художественно-эстетическому развитию в детском саду:

Занятия

Проводятся по изобразительной деятельности, музыке, ознакомлению с художественной литературой. На занятиях дети получают новые знания и умения в области искусства.

Совместная деятельность взрослого и детей

Включает:

  • Творческие проекты
  • Изготовление атрибутов для игр
  • Оформление группы к праздникам
  • Организацию выставок детских работ

Такая деятельность позволяет применить полученные знания и умения на практике.

Самостоятельная деятельность детей

Предполагает свободное рисование, лепку, музицирование, театрализованные игры по собственному желанию детей. Для этого создается соответствующая предметно-развивающая среда.

Индивидуальная работа

Проводится с отдельными детьми для совершенствования их умений, раскрытия творческого потенциала.


Создание эстетической развивающей среды в детском саду

Важнейшее условие художественно-эстетического развития — грамотно организованная предметно-пространственная среда. Она должна включать:

  • Уголок изобразительной деятельности с различными материалами для творчества
  • Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами
  • Театральный уголок с различными видами театров
  • Книжный уголок с детской художественной литературой
  • Выставки детских работ
  • Репродукции картин, предметы декоративно-прикладного искусства

Эстетически оформленная среда пробуждает у детей интерес к прекрасному, желание самим участвовать в создании красивого окружения.

Роль педагога в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Успешное художественно-эстетическое развитие дошкольников во многом зависит от профессионализма педагога. Воспитатель должен:

  • Обладать художественно-эстетической компетентностью
  • Уметь заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность
  • Создавать атмосферу творчества на занятиях
  • Поощрять самостоятельность и инициативу детей
  • Замечать и поддерживать любые проявления творчества
  • Уметь интегрировать различные виды искусства

Только увлеченный, творческий педагог способен воспитать в детях любовь к прекрасному, желание творить.


Взаимодействие с семьей в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Для полноценного художественно-эстетического развития необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Основные формы взаимодействия:

  • Консультации для родителей по вопросам эстетического воспитания
  • Мастер-классы по различным видам творчества
  • Совместные творческие проекты
  • Организация выставок семейного творчества
  • Рекомендации по посещению музеев, выставок, театров

Согласованность действий педагогов и родителей — важное условие эффективного художественно-эстетического развития дошкольников.

Диагностика художественно-эстетического развития дошкольников

Для оценки результативности работы по художественно-эстетическому развитию проводится педагогическая диагностика. Она позволяет выявить:

  • Уровень развития эстетического восприятия
  • Наличие эстетических представлений, знаний
  • Способность к эмоциональному отклику на эстетические объекты
  • Уровень овладения различными видами художественной деятельности
  • Наличие творческих проявлений в художественной деятельности

Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Ее результаты позволяют скорректировать педагогический процесс, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *