Незавершенный поток информации сохраняется в памяти это – Психология Тесты с ответами Тема 1-7

Психология Тесты с ответами Тема 1-7

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

Тема 1. Психология как наука

Что является предметом психологии как науки?

сознание

поведение

+психика

душа

К психическим свойствам личности относятся:

мышление и сознание

+темперамент и способности

желания и потребности

эмоции и воля

Основными функциями психики являются:

отражение и защита организма

+отражение и регуляция поведения и деятельности

защита организма и представление

регуляция поведения и прогнозирование

Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

+практическая психология

общая психология

социальная психология

поведенческий подход 

Интроспекция — это термин для обозначения метода…

лабораторного эксперимента

+самонаблюдения

проективных тестов

тестирования отдельных психических функций

 

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение.  Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович) 

 

Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы

К свойствам ощущений не относится:

+целостность

сенсибилизация

контрастность

адаптация

Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это…

механорецептор

синестезия

+анализатор

ноцирецептор

Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это…

категориальность восприятия

+предметность восприятия

модальность ощущения

константность восприятия 

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

представление

когнитивный диссонанс

ощущение

+восприятие 

Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к…

+когнитивному диссонансу

сенсорной депривации

ориентировочному рефлексу

социальной перцепции

 

Тема 3. Интегративные процессы 

Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

перцептивным

+произвольным

рассеянным

непроизвольным

Один из механизмов внимания — очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется…

центр Вернике

ретикулярная формация

варолиев.мост

+доминанта

Способность к научению путем формирования условных рефлексов — это…

эйдетическая память

генетическая память

логическая память

+механическая память 

«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется…

+эффект Зейгарник

закон Йеркса-Додсона

правило Эббингауза

теория Джемса-Ланге

Норма объема внимания для человека составляет:

+5-9 объектов

3-5 объектов, воспринятых одновременно

9-11 объектов

5-7 объектов 

 

Тема 4. Высшие познавательные процессы: представление и воображение

К свойствам представления не относится:

фрагментарность

+избирательность

схематичность

неустойчивость

Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов — это…

+представления воображения

представления мышления

представления восприятия

представления памяти

Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это…

акцентирование

+агглютинация

воссоздание

гиперболизация

Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

обезьяны и дельфины

+никто, кроме человека

дельфины

собаки

Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как…

мечта

+фантазия

галлюцинация

типизация

 

Тема 5. Высшие познавательные процессы: мышление и речь 

К формам мышления относится:

воображение, представление, фантазия

конвергенция и дивергенция

синтез, анализ, сравнение

+понятие, суждение, умозаключение

Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это…

+интеллект

внутренняя речь

анализ

мышление

В выражении отношения к предмету (явлению) заключается…

манипулятивная функция речи

побудительная функция речи

коммуникативная функция речи

+экспрессивная функция речи

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это…

+абстракция

обобщение

конкретизация

синтез

Многообразие вариантов решения характерно для _ типа мышления:

образного

инертного

конвергентного

+дивергентного

 

Тема 6. Эмоциональная сфера психики

Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические — это разновидности…

+чувств

аффектов

эмоций

аффектов

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств — это

+аффект

страсть

чувство

настроение

К функциям эмоций не относится:

защитная

регулирующая

отражательно-оценочная

+планирующая

Периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина в теории…

+теории Джемса-Ланге

теории К. Изарда

теории П.В. Симонова

теории Йеркса-Додсона

Эмоции являются.

+психическими процессами и психическими состояниями

психическими свойствами

психическими процессами

психическими состояниями

 

Тема 7. Психические состояния

Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…

Депрессии

Вдохновения

Фрустрации

+Стресса

К психологическим причинам депрессии не относится…

+Конкурентная среда

Социальная изоляция

Негативное мышление

Конфликтность в семейном общении

Определенное отношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период времени — это

+Психическое состояние

Психический процесс

Личность

Стресс

Стремление искусственно вызвать нежелательную реакцию как способ регуляции психического состояния называется…

+Парадоксальная интенция

Регрессия

Прогрессирующая релаксация

Аутогенная тренировка

К детерминантам психического состояния не относится:

+Темперамент человека

Возможности человека

Потребности человека

Объективные условия среды и их субъективное восприятие

 

Тема 8. Темперамент и характер

Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как…

+Подвижность

Сила

Уравновешенность

Эмоциональность

Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа –

+Астеническим

Мезоморфным

Циклоидным

Экстравертированным

Для какой акцентуации характера подходят все следующие признаки?

Различное поведение в знакомых и незнакомых местах, способность к сильным и глубоким переживаниям строгие моральные принципы, самокритичость. Заниженная самооценка?

Психастеническая

Неустойчивая

Шизоидная

+Сенситивная

Автор гуморальной теории темперамента –

+Гиппократ

И.П. Павлов

Леонгард

Э. Кречмер

«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость — в других» – это определение…

+Акцентуации характера

Интроверсии

Динамического стереотипа

Патологии характера

test-for-you.ru

Психология Тесты с ответами Тема 1-7

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

Тема 1. Психология как наука

Что является предметом психологии как науки?

сознание

поведение

+психика

душа

К психическим свойствам личности относятся:

мышление и сознание

+темперамент и способности

желания и потребности

эмоции и воля

Основными функциями психики являются:

отражение и защита организма

+отражение и регуляция поведения и деятельности

защита организма и представление

регуляция поведения и прогнозирование

Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

+практическая психология

общая психология

социальная психология

поведенческий подход 

Интроспекция — это термин для обозначения метода…

лабораторного эксперимента

+самонаблюдения

проективных тестов

тестирования отдельных психических функций

 

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение.  Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович) 

 

Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы

К свойствам ощущений не относится:

+целостность

сенсибилизация

контрастность

адаптация

Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это…

механорецептор

синестезия

+анализатор

ноцирецептор

Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это…

категориальность восприятия

+предметность восприятия

модальность ощущения

константность восприятия 

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

представление

когнитивный диссонанс

ощущение

+восприятие 

Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к…

+когнитивному диссонансу

сенсорной депривации

ориентировочному рефлексу

социальной перцепции

 

Тема 3. Интегративные процессы 

Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

перцептивным

+произвольным

рассеянным

непроизвольным

Один из механизмов внимания — очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется…

центр Вернике

ретикулярная формация

варолиев.мост

+доминанта

Способность к научению путем формирования условных рефлексов — это…

эйдетическая память

генетическая память

логическая память

+механическая память 

«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется…

+эффект Зейгарник

закон Йеркса-Додсона

правило Эббингауза

теория Джемса-Ланге

Норма объема внимания для человека составляет:

+5-9 объектов

3-5 объектов, воспринятых одновременно

9-11 объектов

5-7 объектов 

 

Тема 4. Высшие познавательные процессы: представление и воображение

К свойствам представления не относится:

фрагментарность

+избирательность

схематичность

неустойчивость

Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов — это…

+представления воображения

представления мышления

представления восприятия

представления памяти

Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это…

акцентирование

+агглютинация

воссоздание

гиперболизация

Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

обезьяны и дельфины

+никто, кроме человека

дельфины

собаки

Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как…

мечта

+фантазия

галлюцинация

типизация

 

Тема 5. Высшие познавательные процессы: мышление и речь 

К формам мышления относится:

воображение, представление, фантазия

конвергенция и дивергенция

синтез, анализ, сравнение

+понятие, суждение, умозаключение

Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это…

+интеллект

внутренняя речь

анализ

мышление

В выражении отношения к предмету (явлению) заключается…

манипулятивная функция речи

побудительная функция речи

коммуникативная функция речи

+экспрессивная функция речи

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это…

+абстракция

обобщение

конкретизация

синтез

Многообразие вариантов решения характерно для _ типа мышления:

образного

инертного

конвергентного

+дивергентного

 

Тема 6. Эмоциональная сфера психики

Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические — это разновидности…

+чувств

аффектов

эмоций

аффектов

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств — это

+аффект

страсть

чувство

настроение

К функциям эмоций не относится:

защитная

регулирующая

отражательно-оценочная

+планирующая

Периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина в теории…

+теории Джемса-Ланге

теории К. Изарда

теории П.В. Симонова

теории Йеркса-Додсона

Эмоции являются.

+психическими процессами и психическими состояниями

психическими свойствами

психическими процессами

психическими состояниями

 

Тема 7. Психические состояния

Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…

Депрессии

Вдохновения

Фрустрации

+Стресса

К психологическим причинам депрессии не относится…

+Конкурентная среда

Социальная изоляция

Негативное мышление

Конфликтность в семейном общении

Определенное отношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период времени — это

+Психическое состояние

Психический процесс

Личность

Стресс

Стремление искусственно вызвать нежелательную реакцию как способ регуляции психического состояния называется…

+Парадоксальная интенция

Регрессия

Прогрессирующая релаксация

Аутогенная тренировка

К детерминантам психического состояния не относится:

+Темперамент человека

Возможности человека

Потребности человека

Объективные условия среды и их субъективное восприятие

 

Тема 8. Темперамент и характер

Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как…

+Подвижность

Сила

Уравновешенность

Эмоциональность

Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа –

+Астеническим

Мезоморфным

Циклоидным

Экстравертированным

Для какой акцентуации характера подходят все следующие признаки?

Различное поведение в знакомых и незнакомых местах, способность к сильным и глубоким переживаниям строгие моральные принципы, самокритичость. Заниженная самооценка?

Психастеническая

Неустойчивая

Шизоидная

+Сенситивная

Автор гуморальной теории темперамента –

+Гиппократ

И.П. Павлов

Леонгард

Э. Кречмер

«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость — в других» – это определение…

+Акцентуации характера

Интроверсии

Динамического стереотипа

Патологии характера

test-for-you.ru

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это…

Поиск Лекций

Что является предметом психологии как науки?

сознание

поведение

+психика

душа

К психическим свойствам личности относятся:

мышление и сознание

+темперамент и способности

желания и потребности

эмоции и воля

Основными функциями психики являются:

отражение и защита организма

+отражение и регуляция поведения и деятельности

защита организма и представление

регуляция поведения и прогнозирование

Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

+практическая психология

общая психология

социальная психология

поведенческий подход

Интроспекция — это термин для обозначения метода…

лабораторного эксперимента

+самонаблюдения

проективных тестов

тестирования отдельных психических функций

 

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

 

Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы

К свойствам ощущений не относится:

+целостность

сенсибилизация

контрастность

адаптация

Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это…

механорецептор

синестезия

+анализатор

ноцирецептор

Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это…

категориальность восприятия

+предметность восприятия

модальность ощущения

константность восприятия

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

представление

когнитивный диссонанс

ощущение

+восприятие

Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к…

+когнитивному диссонансу

сенсорной депривации

ориентировочному рефлексу

социальной перцепции

 

Тема 3. Интегративные процессы

Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

перцептивным

+произвольным

рассеянным

непроизвольным

Один из механизмов внимания — очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется…

центр Вернике

ретикулярная формация

варолиев.мост

+доминанта

Способность к научению путем формирования условных рефлексов — это…

эйдетическая память

генетическая память

логическая память

+механическая память

«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется…

+эффект Зейгарник

закон Йеркса-Додсона

правило Эббингауза

теория Джемса-Ланге

Норма объема внимания для человека составляет:

+5-9 объектов

3-5 объектов, воспринятых одновременно

9-11 объектов

5-7 объектов

 

Тема 4. Высшие познавательные процессы: представление и воображение

К свойствам представления не относится:

фрагментарность

+избирательность

схематичность

неустойчивость

Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов — это…

+представления воображения

представления мышления

представления восприятия

представления памяти

Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это…

акцентирование

+агглютинация

воссоздание

гиперболизация

Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

обезьяны и дельфины

+никто, кроме человека

дельфины

собаки

Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как…

мечта

+фантазия

галлюцинация

типизация

 

Тема 5. Высшие познавательные процессы: мышление и речь

К формам мышления относится:

воображение, представление, фантазия

конвергенция и дивергенция

синтез, анализ, сравнение

+понятие, суждение, умозаключение

Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это…

+интеллект

внутренняя речь

анализ

мышление

В выражении отношения к предмету (явлению) заключается…

манипулятивная функция речи

побудительная функция речи

коммуникативная функция речи

+экспрессивная функция речи

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это…

+абстракция

обобщение

конкретизация

синтез

Многообразие вариантов решения характерно для _ типа мышления:

образного

инертного

конвергентного

+дивергентного

 

Тема 6. Эмоциональная сфера психики

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Что является предметом психологии как науки? — КиберПедия

а. сознание

б. поведение

в. психика

г. душа

2.К психическим свойствам личности относятся:

а. мышление и сознание

б. темперамент и способности

в. желания и потребности

г. эмоции и воля

3.Основными функциями психики являются:

а. отражение и защита организма

б. отражение и регуляция поведения и деятельности

в. защита организма и представление

г. регуляция поведения и прогнозирование

4.К свойствам ощущений не относится:

а. сенсибилизация

б. целостность

в. контрастность

г. адаптация

5.Целостный нервный механизм, осуществляющий прием и анализ сенсорной информации определенного вида – это…

а. механорецептор

б. синестезия

в. анализатор

г. ноцирецептор

6.Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира – это…

а. категориальность восприятия

б. предметность восприятия

в. модальность ощущения

г. константность восприятия

7.Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

а. представление

б. когнитивный диссонанс

в. ощущение

г. восприятие

 

8.Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

а. перцептивным

б. произвольным

в. рассеянным

г. непроизвольным

9.Один из механизмов внимания — очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется…

а. центр Вернике

б. ретикулярная формация

в. варолиев мост

г. доминанта

10.Способность к научению путем формирования условных рефлексов – это…

а. эйдетическая память

б. генетическая память

в. логическая память

г. механическая память

11.«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется…

а. закон Йеркса-Додсона

б. правило Эббингауза

в. эффект Зейгарник

г.теория Джемса-Ланге

12.Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это…

а. представления мышления

б. представления воображения

в. представления восприятия

г.представления памяти

13.Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это…

а. акцентирование

б. агглютинация

в. воссоздание

г.гиперболизация

14.К формам мышления относится:

а. воображение, представление, фантазия

б. конвергенция и дивергенция



в. синтез, анализ, сравнение

г. понятие, суждение, умозаключение

15.В выражении отношения к предмету (явлению) заключается…

а. манипулятивная функция речи

б. побудительная функция речи

в. коммуникативная функция речи

г. экспрессивная функция речи

16.Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств – это…

а. обобщение

б. конкретизация

в. абстракция

г. синтез

 

17.Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические – это разновидности…

а. аффектов

б. чувств

в. эмоций

г. аффектов

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств – это

а. страсть

б. аффект

в. чувство

г. настроение

Эмоции являются

а. психическими свойствами

б. психическими процессами

в. психическими процессами и психическими состояниями

г. психическими состояниями

20.«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость – в других» – это определение…

а. Интроверсии

б. Акцентуации характера

в. Динамического стереотипа

г. Патологии характер

Вопросы для самоконтроля по курсу

1. Объект, предмет и методы психологии.

2. Отрасли психологии.

3. История развития психологического знания.

4. Основные направления в психологии.

5. Этапы развития науки психологии.

6. Основные направления в психологии.

7. Понятие психики.

8. Структура психики человека.

9. Психические познавательные процессы.

10.Психические состояния.

11.Психические свойства.

12.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

13.Этапы развития психики.

14.Сознание и бессознательное.

15.Структура и функции сознания

16.Основные психические процессы.

17.Ощущения. Виды ощущения.



18. Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.

19.Восприятие и его виды.

20.Свойства восприятия.

21.Понятие памяти. Процессы памяти.

22. Забывание. Факторы, влияющие на забывание.

23.Виды памяти. Законы памяти.

24.Воображение и его виды.

25.Мышление, его виды и формы.

26.Мыслительные операции.

27.Речь, ее виды.

28.Внимание, его виды и свойства.

29.Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

30.Темперамент.

31.Способности.

32.Характер.

33.Черта характера. Классификация черт характера.

34. Типология характера.

35.Эмоции, их виды.

36.Направленность личности и её компоненты.

37.«Я-концепция».

38.Мотивы. Функции мотивов.

39.Особенности потребностей.

40.Принцип единства общения и деятельности, исследования взаимосвязи общения и деятельности в отечественной психологии.

41.Общение как взаимодействие. Западные подходы к взаимодействию (интеракционизм, необихевиоризм, транзактный анализ).

42.Общение как коммуникация, структура коммуникативного процесса.

43.Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

44.Обратная связь в общении.

45.Педагогическое общение.

46.Базовая техника проведения групповой дискуссии (Д. Дан).

47.Классификации коммуникативных барьеров и их характеристика.

48.Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.

49.Представленность личности в общении (самораскрытие, самопредъявление, психология имиджа).

50.Феномен понимания в межличностном общении.

51.Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия).

52.Эффекты межличностного восприятия.

53.Каузальная атрибуция как содержательная сторона межличностного восприятия. Зарубежные и отечественные исследования феномена каузальной атрибуции.

54.Классификации уровней и видов общения. Их психологическая характеристика.

55.Формирование первого впечатления о другом человеке как о личности. Исследования первого впечатления о человеке.

56.Феномен межличностной аттракции, психологические исследования аттракции, внутренние и внешние факторы аттракции.

57.Механизмы воздействия в процессе общения.

58.Психологическая характеристика стратегий воздействия (по Г. А. Ковалеву).

59.Представления о диалогическом общении в отечественной психологии.

60.Гуманистическое общение и его понимание в гуманистической психологии.

61.Манипулятивное общение и воздействие. Способы противостояния манипуляции.

62.Техники активного слушания.

63.Психологическая характеристика воздействия и влияния в процессе общения. Сходство и различия содержания понятий.

64. Феномен личного влияния. Типы влияния.

65.Стратегии и тактики влияния.

66.Деловое общение.

67.Эффективное разрешение конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.

68.Переговоры в процессе делового общения.

69.Факторы успешного общения. Стили общения.

70.Убеждающее воздействие в общении.

71.Общая характеристика социально-психологического тренинга. Тренинг общения: цели, задачи, особенности построения программы тренинга.

72.Приемы и техники успешного общения и конструктивного разрешения конфликтов.

Примерные темы рефератов

1. Предмет психологии с позиции «психологии сознания».

2. Предмет психологии с позиции психоанализа.

3. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.

4. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

6. Методы психологических исследований.

7. Физиологические механизмы познавательных процессов.

8. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.

9. Психология и история.

10. Социологические аспекты психологических исследований.

11. Основные этапы развития психики у животных.

12. Элементарные и высшие психические функции у человека.

13. Мотивация и эмоция у человека и животных.

14. Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

15. Соотношение между сознанием и бессознательным.

16. Проявление в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

17. Специфика человеческой деятельности.

18. Виды деятельности человека.

19. Психические процессы как форма деятельности.

20. Образование умений и навыков.

21. Роль и виды чувствительности у человека.

22. Основные параметры ощущений.

23. Виды и свойства восприятия.

24. Факторы, влияющие на формирование образов.

25. Виды памяти у человека.

26. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

27. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

28. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

29. Определение и функции воображения.

30. Воображение и индивидуальное творчество.

31. Влияние воображения на состояние организма.

32. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

33. Психология творческого мышления.

34. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

35. Развитие мышления.

36. Виды и функции речи.

37. Коммуникативная речь у животных.

38. Понятие внутренней речи.

39. Феномен эгоцентрической речи.

40. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

41. Классификация и содержание новейших теорий личности.

42. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

43. Проблема устойчивости личности.

44. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

45. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

46. Развитие способностей у человека.

47. Определение характера у человека.

48. Типология характеров.

49. Формирование характера.

50. Место характера в общей структуре личности.

51. Основные направления и пути развития воли.

52. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

53. Функции и виды эмоций.

54. Теории эмоций.

55. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.

56. Теории мотивации.

57. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

58. Личностные корреляты мотивации.

59. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

60. Индивидуальный стиль деятельности.

61. Основные этапы представлений о предмете психологии и современные взгляды

62. Проблема происхождения психики и критерии психического отражения.

63. Стадии и уровни развития психики.

64. Адаптивная роль психики в эволюции животных и активность психики человека.

65. Инстинктивное поведение и научение животных.

66. Проблема интеллекта у животных. Критерии интеллектуального поведения.

67. Групповое поведение и «общение» в животном мире.

68. Становление и развитие психики человека антропогенезе.

69. Труд и проблема возникновения сознания.

70. Язык и развитие сознания.

71. Натуральные и высшие психические функции. Сходство и различие.

72. Характеристика высших психических функций.

73. Проблема социализации и формирование сознания и психики.

74. Проблема интериоризации и формирование психических структур человека.

75. Характеристика сознаваемых и неосознаваемых психических процессов.

76. Роль труда и характеристика психической деятельности.

77. Познавательная деятельность человека. Формы познания как стадии развития. Практика как критерий истины.

78. Значение общения, речи и языка в развитии сознания.

79. Значение и роль Л.С.Выготского в развитии психологии.

80. Значение и роль А.Н.Леонтьева в развитии психологии.

81. Проблема сознания в философии и психологии.

82. Проблема биологического и социального.

83. Человек как объект и субъект деятельности.

84. Индивидуально психологические особенности человека.

85. Направления психологической науки и основные положения.

86. Характеристика принципов общей психологии.

87. Характеристика чувствительности как элементарной формы психики.

88. Понятие генезиса и характеристика основных форм развития.

89. Характеристика психического (отражение и деятельность).

90. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологичес­ких категорий).

91. Психика как деятельность и психика как образ

92. Социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

93. Естественнонаучная и гуманитарная ориентации в психологии.

94. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.

95. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.

96. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.

97. Поведение и деятельность.

98. Способности. Одаренность. Талант.

99. Воля и эмоции в обыденной жизни.

100. Творческое мышление личности.

Экзаменационные вопросы

1. Понятие «Психика», ее особенности, функции и механизмы.

2. Основные формы проявления психики человека (структура психики человека).

3. Этапы развития психики.

4. Понятие «Сознание».

5. Психологические характеристики Сознания.

6. Структура Сознания.

7. Функции Сознания.

8. Понятие «Самосознание».

9. Критерии Самосознания.

10. Структура Самосознания.

11. Модели Самосознания.

12. Самооценка личности.

13. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:неосознаваемые автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

14. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения; ошибочные действия; невротические симптомы.

15. «Надсознательные» процессы.

16. Понятие об ощущениях: психологический анализ. Физиологическая основа ощущений.

17. Виды ощущений.

18. Свойства ощущений.

19. Чувствительность анализатора и порог чувствительности

20. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

21. Свойства восприятия.

22. Виды восприятия.

23. Иллюзии восприятия.

24. Восприятие и личность.

25. Понятие о памяти: психологический анализ.

26. Теории памяти.

27. Виды памяти.

28. Запоминание и его виды.

29. Воспроизведение и его виды.

30. Забывание и его причины.

31. Индивидуальные особенности памяти.

32. Понятие о мышлении: психологический анализ.

33. Мыслительные операции.

34. Формы мышления.

35. Виды мышления.

36. Мышление как деятельность (процесс решения задач).

37. Индивидуальные особенности мышления

38. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

39. Виды воображения.

40. Процесс создания образов воображения.

41. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания.

42. Виды внимания.

43. Свойства внимания.

44. Недостатки внимания.

45. Условия устойчивости внимания.

46. Язык и речь: психологический анализ.

47. Элементы языка. Функции языка.

48. Общая характеристика речи. Функции речи.

49. Физиологические основы речи.

50. Виды речи.

51. Эмоции и чувства: психологический анализ. Понятие «эмоции», «чувства».

52. Различие эмоций и чувств.

53. Физиологические механизмы эмоций и чувств.

54. Характеристика эмоций и чувств.

55. Функции эмоций и чувств.

56. Виды эмоций.

57. Теории эмоций.

58. Эмоциональные состояния.

59. Высшие чувства человека.

60. Понятие о воли: психологический анализ. Физиологические основы волевой деятельности.

61. Функции воли.

62. Теории воли.

63. Анализ сложного волевого действия.

64. Структура волевого акта.

65. Основные качества воли.

66. Безволие, его причины и борьба с ним.

67. Понятие «Личность» в психологии.

68. Разграничение понятий в психологии: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

69. Структура личности (по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, Л.Н. Собчик, З.Фрейду, К.Г. Юнгу и др.).

70. Направленность личности: психологический анализ.

71. Потребности человека.

72. Виды потребностей.

73. Мотивы личности. Понятие «мотив», «мотивация»

74. Виды мотивов.

75. Подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме мотивации в психологии.

76. Темперамент человека: психологический анализ.

77. Подходы к понимании темперамента (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк и др.).

78. Типы темперамента: психологическая характеристика.

79. Роль темперамента в деятельности человека.

80. Индивидуальный стиль деятельности.

81. Характер личности: психологический анализ.

82. Структура характера.

83. Акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард).

84. Связь темперамента и характера.

85. Способности: психологический анализ.

86. Признаки способностей.

87. Способности и задатки.

88. Способности и ЗУН.

89. Структура способностей.

90. Виды способностей.

91. Уровни развития способностей.

92. Формирование способностей.

93. Индивидуальные особенности способностей.

94. Понятие о деятельности человека: психологический анализ.

95. Структура деятельности: психологический анализ.

96. Овладение деятельностью.

97. Основные виды деятельности человека.

98. Понятие «межличностные отношения».

99. Понятие «группа» в психологии.

100. Уровни развития группы.

101. Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы.

102. Межличностные отношения в группе.

103. Механизмы взаимовлияния в группе.

104. Понятие об общении.

105. Этапы общения.

106. Функции общения.

107. Структура общения.

 

 

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров ___________И.П.Масюченко

cyberpedia.su

Раздел 2 «Познавательные процессы» Блок А — КиберПедия

ВЫБОР

Понятие, которое используется для обозначения течения психического явления, имеющего начало, развитие и конец …

+ процесс

 

ВЫБОР

Высшая форма отражения, которая присуща человеку, обозначается понятием …

+ «сознание»

 

ВЫБОР

Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

+ сознанием

 

ВЫБОР

Психика имеет несколько уровней,…

+ отличающихся по степени осознанности своего содержания

 

ВЫБОР

Динамика отношений между сознанием и бессознательным впервые стала изучаться …

+ З. Фрейдом

 

ВЫБОР

Бессознательное человека проявляется в …

+ психических явлениях во сне

 

ВЫБОР

Явление, в котором под действием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого, называется …

+ синестезией

 

ВЫБОР

Ощущение отличается от восприятия …

+ отсутствием формирования целостных образов предметов и явлений

 

ВЫБОР

Человек перестает ощущать постоянно звучащий шум, так как происходит …

— адаптация

 

ВЫБОР

Осязательные ощущения являются …

+ отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе

ВЫБОР

Закономерностью ощущений является …

+ адаптация

 

ВЫБОР

Свойство восприятия, проявляющееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, – это …

+ избирательность

 

ВЫБОР

Такое свойство восприятия как … обнаруживается в способности человека узнавать предмет по неполному изображению.

+ целостность

 

ВЫБОР

Восприятие в психологии принято называть …

+ перцепцией

 

ВЫБОР

Постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира в независимости от условий наблюдения – это …

+ константность

 

ВЫБОР

Преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия называется … восприятия.

+ избирательностью

 

 

ВЫБОР

Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, – это память …

+ произвольная

 

ВЫБОР

Опознание предметов и явлений в условиях их повторного восприятия осуществляется благодаря …

+ узнаванию

 

ВЫБОР

Сохранение, воспроизведение, переработку информации осуществляет …

+ память

 

ВЫБОР

Перевод информации из кратковременной в долговременную память преимущественно обусловлен …

+ установкой на длительное запоминание

 

ВЫБОР

Процесс памяти, в результате которого происходитизвлечение из памяти сохраненного материала на уровне узнавания, воспроизведения или на уровне припоминания, называется …



+ воспроизведением

 

ВЫБОР

?????Относят к мыслительным операциям …

+ абстрагирование

 

ВЫБОР

Логическими формами мышления являются …

+ суждение и умозаключение

 

 

ВЫБОР0

Характерно для нарушения мышления в форме бреда …

+ снижение критичности и формулирование сверхценных идей, которые явно противоречат действительности

 

ВЫБОР

Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных называется …

+ абстракцией

 

ВЫБОР

Обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях называется …

+ мышлением

 

ВЫБОР

Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно – это … внимания.

+ объем

 

ВЫБОР

Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности, является проявлением такого качества внимания как …

+ распределение

 

 

ВЫБОР

Свойство внимания, определяемое количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов, называется …

+ объемом

 

ВЫБОР

Возникновение … внимания связано с личностной значимостью и ценностью предмета или самого процесса деятельности.

+ послепроизвольного

 

ВЫБОР

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется … внимания.

+ распределением

 

ВЫБОР

Свойством представления не может быть …

+ избирательность

 

ВЫБОР

Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов — это …

+ представления воображения

 

ВЫБОР

Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это …

+ агглютинация

 



ВЫБОР

Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как …

+ фантазия

 

ВЫБОР

Формами мышления могут быть …

+ понятие, суждение, умозаключение

 

 

ВЫБОР

Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это …

+ интеллект

 

ВЫБОР

Заключается в выражении отношения к предмету (явлению) …

+ экспрессивная функция речи

 

ВЫБОР

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это …

+ абстракция

 

ВЫБОР

Многообразие вариантов решения характерно для … типа мышления.

+ дивергентного

 

ВЫБОР

Свойством ощущений не может быть …

+ целостность

 

ВЫБОР

Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это …

+ анализатор

 

ВЫБОР

Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это …

+ предметность восприятия

 

ВЫБОР

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы …

+ восприятие

 

ВЫБОР

Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к …

+ когнитивному диссонансу

 

ВЫБОР

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называется …

+ произвольным

 

ВЫБОР

Один из механизмов внимания — очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется …

+ доминанта

 

ВЫБОР

Способность к научению путем формирования условных рефлексов — это …

+ механическая память

 

ВЫБОР

«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется …

+ эффект Зейгарник

 

ВЫБОР

Норма объема внимания для человека составляет …

+ 5-9 объектов

cyberpedia.su

Лекция интегративные процессы

ЛЕКЦИЯ 4. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
План:

1. Характеристика процесса внимания.

2. Процессы памяти.

3. Закономерности работы памяти и их практическое применение.
Внимание как психический процесс и его виды

Если вы внимательно читаете этот текст, то игнорируете звуки вокруг или, допустим, ощущения от пальцев ног. И шум, и тактильные ощущения вполне доступны восприятию – но почему, до того как мы их упомянули, их как бы не существовало? Потому что ваше внимание было направлено на процесс чтения и понимания текста.

^

Внимание можно сравнить с лучом прожектора, освещающим то одну, то другую область, например футбольного поля в кромешной тьме. За пределами луча поверхность как бы не существует, она скрыта от нас, несмотря на объективное ее наличие. Чувствительность рецепторов определяет количество информации, которую мы способны воспринять; но из этого ассортимента только немногое будет воспринято – то, на чем остановится наше внимание. А на основании чего оно выбирает свой предмет?

И люди, и животные обращают внимание на то, что связано с потребностями организма. Голодный заметит прежде всего пищу и все, что о ней напоминает: запахи, названия блюд, вывеска «Продукты». Тревожный человек во всем и всех ищет угрозу. Механизм, который организует работу психики, настраивая ее на восприятие определенных стимулов, называется доминанта. Ниже о ней написано подробнее.

И люди, и животные обращают внимание на новые, незнакомые объекты (ориентировочный рефлекс). Этот механизм побуждает нас собирать информацию об объекте: полезен он, или напротив опасен? Ориентировочный рефлекс – физиологическая основа процесса внимания.

И люди, и животные обращают внимание на движущийся объект (отсюда популярность флэш-баннеров и телевидения), на контрастные объекты, а также на раздражители высокой интенсивности – вспышки света, громкие звуки, экстремальные температуры и т.д. Красный (цвет плоти и крови) и оранжевый (цвет хищных животных) также привлекает наше внимание.

Все перечисленные раздражители привлекают наше непроизвольное внимание. Этот вид внимания называется так потому, что не зависит от нашей воли и индивидуальности, сознательных намерений и стоящих перед нами задач. Непроизвольное внимание – возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели.

Напротив, произвольное внимание делает возможной целенаправленную деятельность – благодаря ему мы обращаем и удерживаем внимание на тех объектах, которые совершенно лишены биологического смысла (вот, например, на этой странице), но важны для достижения сознательно поставленных целей. Итак, произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Многие задачи учебы, работы и повседневной жизни требуют произвольной регуляции внимания. Но на счастье, нам далеко не всегда требуются непрерывные усилия воли для выполнения этих задач. Нашу жизнь облегчает механизм послепроизвольного внимания – мы способны постепенно «втянуться» почти в любую деятельность, «заинтересоваться» ею (кроме случаев, когда она вызывает устойчивые отрицательные эмоции, противоречит основам нашего мировоззрения). Для послепроизвольного внимания характерно, с одной стороны, осознание цели, с другой – отсутствие волевых усилий. Как гласит восточный афоризм, «найди дело себе по душе, и тебе не придется работать ни одного дня».

Итак, мы рассмотрели 3 вида внимания, различающихся по участию воли в работе внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Еще одно определение внимания: это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через анализаторы, и игнорирование другой.

Внимание как психический процесс не существует отдельно, внимание – это направленность нашего сознания и поведения. Оно организует работу психики, и поэтому называется интегративным психическим процессом. Благодаря вниманию, мы не тонем в хаосе окружающей информации, отсеиваем полезное от бесполезного. Внимание определяет эффективность деятельности.
^

Хотя внимание как психический процесс отдельно не существует, в нашем организме и психике можно выделить механизмы, созданные специально для выполнения задач внимания: это ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс и доминанта.

Ретикулярная формация (от лат. reticulum — сеточка, formatio — образование) – это нейронная сеть в основании головного мозга. Ее предназначение – сортировать сигналы, поступающие от организма. Стандартный сигнал, сообщающий о нормальном состоянии какого-либо элемента (например, уровень сахара в крови), не допускается до сознания. Как только значение сигнала меняется, ретикулярная формация допускает его в высшие отделы мозга, и мы воспринимаем его в форме ощущения голода, боли, жажды и т.д. истощение нервной системы приводит к нарушению работы ретикулярной формации. Логика сортировки сигналов нарушается, и человек испытывает, например, болезненные ощущения при объективном физическом здоровье. Это расстройство называется «ипохондрия» – безосновательная склонность мнить себя больным.

^ – это физиологическая основа внимания. Он описан в главе 7.

Доминанта (от лат. dominantis – «господствующий»). Русский физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что под воздействием многократно поступающих сигналов о наличии какой-либо потребности в мозгу постепенно формируется доминанта – очаг возбуждения. Он накапливает в себе сигналы, одновременно тормозит работу других нервных центров (то есть сигналы другого типа игнорируются) и в конечном счете становится побудителем поведения. Доминанта может носить ситуативный характер (человек поглощен Warcraft, но голод или усталость наконец вынуждают его оторваться от игры), а может стать личностной (профессиональная увлеченность или наркотическая зависимость). Доминанта может быть нормальной, то есть иметь внешний или внутренний конец. Внешний конец доминанты – это ситуация или предмет, который удовлетворяет потребность, и доминанта гаснет. Психически здоровый человек, удовлетворив голод, перестает думать о еде. Внутренний конец доминанты – это отмирание тех потребностей и мотивов, которые ее создали. Так, ребенку однажды становятся неинтересны любимые игры. Но в определенных ситуациях может развиться патологическая доминанта – ненасытимая потребность, разрушающая жизнь человека. Это разнообразные зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая), а также невротические потребности, которые выделила Карен Хорни. Формирование невротических потребностей обусловлено извращениями в воспитании.

Доминанта всегда заставляет человека искать предмет, который отвечает потребности: внимание настраивается на определенную категорию предметов, игнорируя остальные. «Каждый раз, когда мир меняется вокруг нас, – пишет А.А. Ухтомский, – это доминанта расставляет акценты». Отсюда нетрудно заключить, что восприятие жизни во многом зависит от сформированных нами личностных доминант. Тот, кто привык во всем видеть угрозу и несправедливость и тот, для кого жизнь – это череда удивительных открытий и интересных встреч, существуют в разных мирах, даже если живут в одной квартире.
^

Так как по своей сути внимание – это ограничение поля восприятия, его основополагающее свойство – это объем.

Объем внимания – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Вы можете вычислить свой объем внимания, повторив однократно услышанный ряд не связанных между собой слов, или перечислив стоящие на столе вещи, которые вы рассматривали в течение 0,5 сек.

Исследователь Миллер вычислил, что норма для человеческого внимания – 7+2 объекта1. Отметим, что объект в данном случае – это не обязательно одна вещь (слово), это смысловой блок. Так, для шахматиста объект – это позиция (момент разыгрываемой партии), а для новичка – одна фигура. Для химика С9h23NO3 — это одна формула, а для меня – 4 буквы и 3 цифр, то есть 7 объектов. Итак, объем внимания увеличивается, если мы видим смысловую связь между объектами (то есть можем сгруппировать их по определенному признаку или объединить общим смыслом).

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания зависит от таких факторов, как возраст и темперамент человека, его физическое и психическое состояние, заинтересованность в предмете и окружающие условия. Для обычного взрослого здорового человека с нетренированным вниманием норма устойчивости – 15-20 минут. После чего внимание начинает «соскальзывать», отвлекаться. Это можно проверить, наблюдая за собой на лекции или за чтением учебника. Устойчивость внимания можно развить посредством медитаций, упражнений или просто сосредоточенного выполнения любого дела.

Концентрация внимания – степень, с которой внимание сосредоточено на одном объекте. Степень концентрации внимания определяется степенью отвлечения от других объектов. Люди науки и искусства кажутся окружающим рассеянными потому, что их напряженная умственная деятельность скрыта от глаз людей. Истинная рассеянность – это неспособность сосредоточиться ни на одном объекте, отсутствие произвольного управления вниманием. Если устойчивость – это способность воспринимать объект вообще, осознавать его наличие, то концентрация – это способность углубиться в объект, обнаружить скрытые в нем качества и связи. Внимательно слушать кого-либо – значит слушать сосредоточенно, воспринимая не только слова и фразы, но и то, что за ними скрыто – настроение, убеждения, желания.

Переключаемость внимания определяется скоростью перевода внимания с одного объекта на другой. Сознательное переключение внимания говорит о скорости реакции человека, подвижности его нервной системы (см. главу «Темперамент и характер личности»). Непроизвольное переключение внимания – признак усталости, незаинтересованности, слабости нервной системы. Ребенка так легко отвлечь именно по причине слабости его нервной системы. Непроизвольное переключение предохраняет нервную систему от переутомления (не зря говорят «заснул сном младенца» о человеке, который отрешился от своих забот и тревог). Но если произвольное управление вниманием не развито, любая целенаправленная деятельность становится практически невозможной.

Распределение внимания – это возможность удержать в сфере внимания «одновременно» несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Строго говоря, внимание в один момент времени может быть направлено только на один объект (так называемый «эффект вечеринки»), то есть только с одним объектом мы можем активно взаимодействовать. Распределение внимания – это расширение зоны предвнимания и готовность к постоянному переключению с одной задачи (например, ответить на реплику собеседника) на другую (например, пройти сложный момент компьютерной игры). Если человек утомлен или сложность задач возрастает, способность к распределению внимания падает. Этим объясняется запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем: как только возникла нештатная ситуация на дороге или в разговоре возник сложный вопрос (а еще хуже – эмоциональная напряженность), ресурсов внимания может не хватить для контроля над ситуацией. Предсказать же развитие событий на дороге невозможно.

Распределение внимания в среднем лучше развито у женщин, тогда как устойчивость и концентрация – у мужчин. Некоторые ученые объясняют это исторически сложившимися задачами каждого пола. Женщина занималась собирательством и домашним хозяйством (что требует контроля внимания над большой площадью), а мужчина – охотой (что требует неустанного преследования или многочасового ожидания).

Внимание тесно связано с сознанием и волей. Человек осознает то, на что направлено его внимание. С другой стороны, волевой контроль своей психической деятельностью – например, решение заниматься этой задачей, не отвлекаясь ни на что другое, или, напротив, решение игнорировать неприятные мысли и сомнения – это и есть управление своим вниманием. Способность к произвольному управлению вниманием характеризует уровень развития высших психических функций личности.
^

«Все жалуются на свою память, а вот на свой ум почему-то никто не жалуется», – ехидно заметил французский философ Ларошфуко. Если учесть, что психика человека прошла миллион лет эволюции, странно, как получился подобный «брак» – мы забываем действительно важную информацию и, напротив, вспоминаем то, что не хотелось бы вспоминать. В действительности, человеческая память – это могущественный и очень разумно устроенный инструмент. И для нее, как для каждого подобного инструмента, следует иметь руководство пользователя.

Итак, что такое память? Приведем несколько определений:

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.2

^ 3

Обобщая, можно сказать, что память – это система информации, полученной в результате взаимодействия с внешним миром, которая лежит в основе управления поведением и деятельностью, а также способы фиксации такой информации. Мы говорим сейчас только о прижизненной памяти как функции психики человека, потому что существуют и другие виды памяти:

Генетическая память – передача генетическим путем необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память – способность к научению путем формирования условных рефлексов или путем наблюдения за поведением других животных.

Хранилища информации (носители памяти) – от иероглифов, вырезанных в камне, до «флэшки».

Прежде всего, память – это не единичный процесс, а система из 5 процессов, каждый из которых выполняет свою функцию. Рассмотрим эти процессы подробнее.

^ Запоминание – фиксация информации. Запоминание начинается с запечатления информации посредством сенсорной памяти (см. далее «Виды памяти»). Запечатление носит непроизвольный характер. Большую часть того, что хранится в нашей памяти, мы не стремились запомнить. Почему нам запоминается одно и никак не удерживается в памяти другое? Есть ли здесь какие-то закономерности, которые можно использовать в процессе обучения? Ведь в современном мире обучаемость – это основа успешности.

Ученые выявили три метода запоминания, которые использует наш мозг.


  1. Механическое запоминание – так называемая «зубрёжка». Мы способны запомнить материал дословно, не понимая его смысла, и это имеет свои преимущества. Однако осмысленное запоминание эффективнее в 22 раза.

  2. Осмысленное запоминание – запоминание смысла, связей между элементами информации и связывание ее с уже имеющейся в памяти. Осмысленное запоминание происходит при активном участии мышления. Мозг подвергает информацию отбору, классификации, обобщению, конкретизации систематизации (См. главу 10, раздел «Операции мышления»).

  3. Структурирование информации. Довольно часто в жизни студента бывают ситуации, когда материала слишком много, чтобы запомнить его механически, и к тому же он слишком сложен, чтобы его осмыслить. Здесь на помощь приходит метод структурирования информации. Структурировать – значит расчленить материал и связать его элементы. Например: информация на этой странице структурирована с помощью строк, знаков препинания, отступов, видов шрифта, пробелов, подчеркивания. еЁзначительносложнеебЫлобывосприниматьвтаКОмвиде. Какие еще способы структурирования существуют? Разделение на фрагменты; изображение в виде схемы или картинки; ритмизация; симметричное расположение; рифма. Метод структурирования информации хорош тем, что он позволяет запоминать любой материал независимо от его сложности, и гораздо приятнее в процессе, чем механическое запоминание. Методика, которой пользуется автор при написании этой и других глав, изложена ниже в разделе «Карты памяти».

Ученых интересовало, как влияют эмоции на запоминание? Приятное или неприятное имеет шансы сохраниться в нашей памяти? Эксперименты показали, что важен не знак эмоции (плюс или минус). Даже сила пережитой эмоции второстепенна. Важнее всего то, насколько событие связано с актуальными для человека событиями, людьми или принципами. Даже очень неприятное событие забудется, «если уже мертво то, что когда-то ранило», – поэтично заметил С.Л. Рубинштейн.4

userdocs.ru

Лекция интегративные процессы

ЛЕКЦИЯ 4. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
План:

1. Характеристика процесса внимания.

2. Процессы памяти.

3. Закономерности работы памяти и их практическое применение.
Внимание как психический процесс и его виды

Если вы внимательно читаете этот текст, то игнорируете звуки вокруг или, допустим, ощущения от пальцев ног. И шум, и тактильные ощущения вполне доступны восприятию – но почему, до того как мы их упомянули, их как бы не существовало? Потому что ваше внимание было направлено на процесс чтения и понимания текста.

^

Внимание можно сравнить с лучом прожектора, освещающим то одну, то другую область, например футбольного поля в кромешной тьме. За пределами луча поверхность как бы не существует, она скрыта от нас, несмотря на объективное ее наличие. Чувствительность рецепторов определяет количество информации, которую мы способны воспринять; но из этого ассортимента только немногое будет воспринято – то, на чем остановится наше внимание. А на основании чего оно выбирает свой предмет?

И люди, и животные обращают внимание на то, что связано с потребностями организма. Голодный заметит прежде всего пищу и все, что о ней напоминает: запахи, названия блюд, вывеска «Продукты». Тревожный человек во всем и всех ищет угрозу. Механизм, который организует работу психики, настраивая ее на восприятие определенных стимулов, называется доминанта. Ниже о ней написано подробнее.

И люди, и животные обращают внимание на новые, незнакомые объекты (ориентировочный рефлекс). Этот механизм побуждает нас собирать информацию об объекте: полезен он, или напротив опасен? Ориентировочный рефлекс – физиологическая основа процесса внимания.

И люди, и животные обращают внимание на движущийся объект (отсюда популярность флэш-баннеров и телевидения), на контрастные объекты, а также на раздражители высокой интенсивности – вспышки света, громкие звуки, экстремальные температуры и т.д. Красный (цвет плоти и крови) и оранжевый (цвет хищных животных) также привлекает наше внимание.

Все перечисленные раздражители привлекают наше непроизвольное внимание. Этот вид внимания называется так потому, что не зависит от нашей воли и индивидуальности, сознательных намерений и стоящих перед нами задач. Непроизвольное внимание – возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели.

Напротив, произвольное внимание делает возможной целенаправленную деятельность – благодаря ему мы обращаем и удерживаем внимание на тех объектах, которые совершенно лишены биологического смысла (вот, например, на этой странице), но важны для достижения сознательно поставленных целей. Итак, произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Многие задачи учебы, работы и повседневной жизни требуют произвольной регуляции внимания. Но на счастье, нам далеко не всегда требуются непрерывные усилия воли для выполнения этих задач. Нашу жизнь облегчает механизм послепроизвольного внимания – мы способны постепенно «втянуться» почти в любую деятельность, «заинтересоваться» ею (кроме случаев, когда она вызывает устойчивые отрицательные эмоции, противоречит основам нашего мировоззрения). Для послепроизвольного внимания характерно, с одной стороны, осознание цели, с другой – отсутствие волевых усилий. Как гласит восточный афоризм, «найди дело себе по душе, и тебе не придется работать ни одного дня».

Итак, мы рассмотрели 3 вида внимания, различающихся по участию воли в работе внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Еще одно определение внимания: это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через анализаторы, и игнорирование другой.

Внимание как психический процесс не существует отдельно, внимание – это направленность нашего сознания и поведения. Оно организует работу психики, и поэтому называется интегративным психическим процессом. Благодаря вниманию, мы не тонем в хаосе окружающей информации, отсеиваем полезное от бесполезного. Внимание определяет эффективность деятельности.
^

Хотя внимание как психический процесс отдельно не существует, в нашем организме и психике можно выделить механизмы, созданные специально для выполнения задач внимания: это ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс и доминанта.

Ретикулярная формация (от лат. reticulum — сеточка, formatio — образование) – это нейронная сеть в основании головного мозга. Ее предназначение – сортировать сигналы, поступающие от организма. Стандартный сигнал, сообщающий о нормальном состоянии какого-либо элемента (например, уровень сахара в крови), не допускается до сознания. Как только значение сигнала меняется, ретикулярная формация допускает его в высшие отделы мозга, и мы воспринимаем его в форме ощущения голода, боли, жажды и т.д. истощение нервной системы приводит к нарушению работы ретикулярной формации. Логика сортировки сигналов нарушается, и человек испытывает, например, болезненные ощущения при объективном физическом здоровье. Это расстройство называется «ипохондрия» – безосновательная склонность мнить себя больным.

^ – это физиологическая основа внимания. Он описан в главе 7.

Доминанта (от лат. dominantis – «господствующий»). Русский физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что под воздействием многократно поступающих сигналов о наличии какой-либо потребности в мозгу постепенно формируется доминанта – очаг возбуждения. Он накапливает в себе сигналы, одновременно тормозит работу других нервных центров (то есть сигналы другого типа игнорируются) и в конечном счете становится побудителем поведения. Доминанта может носить ситуативный характер (человек поглощен Warcraft, но голод или усталость наконец вынуждают его оторваться от игры), а может стать личностной (профессиональная увлеченность или наркотическая зависимость). Доминанта может быть нормальной, то есть иметь внешний или внутренний конец. Внешний конец доминанты – это ситуация или предмет, который удовлетворяет потребность, и доминанта гаснет. Психически здоровый человек, удовлетворив голод, перестает думать о еде. Внутренний конец доминанты – это отмирание тех потребностей и мотивов, которые ее создали. Так, ребенку однажды становятся неинтересны любимые игры. Но в определенных ситуациях может развиться патологическая доминанта – ненасытимая потребность, разрушающая жизнь человека. Это разнообразные зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая), а также невротические потребности, которые выделила Карен Хорни. Формирование невротических потребностей обусловлено извращениями в воспитании.

Доминанта всегда заставляет человека искать предмет, который отвечает потребности: внимание настраивается на определенную категорию предметов, игнорируя остальные. «Каждый раз, когда мир меняется вокруг нас, – пишет А.А. Ухтомский, – это доминанта расставляет акценты». Отсюда нетрудно заключить, что восприятие жизни во многом зависит от сформированных нами личностных доминант. Тот, кто привык во всем видеть угрозу и несправедливость и тот, для кого жизнь – это череда удивительных открытий и интересных встреч, существуют в разных мирах, даже если живут в одной квартире.
^

Так как по своей сути внимание – это ограничение поля восприятия, его основополагающее свойство – это объем.

Объем внимания – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Вы можете вычислить свой объем внимания, повторив однократно услышанный ряд не связанных между собой слов, или перечислив стоящие на столе вещи, которые вы рассматривали в течение 0,5 сек.

Исследователь Миллер вычислил, что норма для человеческого внимания – 7+2 объекта1. Отметим, что объект в данном случае – это не обязательно одна вещь (слово), это смысловой блок. Так, для шахматиста объект – это позиция (момент разыгрываемой партии), а для новичка – одна фигура. Для химика С9h23NO3 — это одна формула, а для меня – 4 буквы и 3 цифр, то есть 7 объектов. Итак, объем внимания увеличивается, если мы видим смысловую связь между объектами (то есть можем сгруппировать их по определенному признаку или объединить общим смыслом).

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания зависит от таких факторов, как возраст и темперамент человека, его физическое и психическое состояние, заинтересованность в предмете и окружающие условия. Для обычного взрослого здорового человека с нетренированным вниманием норма устойчивости – 15-20 минут. После чего внимание начинает «соскальзывать», отвлекаться. Это можно проверить, наблюдая за собой на лекции или за чтением учебника. Устойчивость внимания можно развить посредством медитаций, упражнений или просто сосредоточенного выполнения любого дела.

Концентрация внимания – степень, с которой внимание сосредоточено на одном объекте. Степень концентрации внимания определяется степенью отвлечения от других объектов. Люди науки и искусства кажутся окружающим рассеянными потому, что их напряженная умственная деятельность скрыта от глаз людей. Истинная рассеянность – это неспособность сосредоточиться ни на одном объекте, отсутствие произвольного управления вниманием. Если устойчивость – это способность воспринимать объект вообще, осознавать его наличие, то концентрация – это способность углубиться в объект, обнаружить скрытые в нем качества и связи. Внимательно слушать кого-либо – значит слушать сосредоточенно, воспринимая не только слова и фразы, но и то, что за ними скрыто – настроение, убеждения, желания.

Переключаемость внимания определяется скоростью перевода внимания с одного объекта на другой. Сознательное переключение внимания говорит о скорости реакции человека, подвижности его нервной системы (см. главу «Темперамент и характер личности»). Непроизвольное переключение внимания – признак усталости, незаинтересованности, слабости нервной системы. Ребенка так легко отвлечь именно по причине слабости его нервной системы. Непроизвольное переключение предохраняет нервную систему от переутомления (не зря говорят «заснул сном младенца» о человеке, который отрешился от своих забот и тревог). Но если произвольное управление вниманием не развито, любая целенаправленная деятельность становится практически невозможной.

Распределение внимания – это возможность удержать в сфере внимания «одновременно» несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Строго говоря, внимание в один момент времени может быть направлено только на один объект (так называемый «эффект вечеринки»), то есть только с одним объектом мы можем активно взаимодействовать. Распределение внимания – это расширение зоны предвнимания и готовность к постоянному переключению с одной задачи (например, ответить на реплику собеседника) на другую (например, пройти сложный момент компьютерной игры). Если человек утомлен или сложность задач возрастает, способность к распределению внимания падает. Этим объясняется запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем: как только возникла нештатная ситуация на дороге или в разговоре возник сложный вопрос (а еще хуже – эмоциональная напряженность), ресурсов внимания может не хватить для контроля над ситуацией. Предсказать же развитие событий на дороге невозможно.

Распределение внимания в среднем лучше развито у женщин, тогда как устойчивость и концентрация – у мужчин. Некоторые ученые объясняют это исторически сложившимися задачами каждого пола. Женщина занималась собирательством и домашним хозяйством (что требует контроля внимания над большой площадью), а мужчина – охотой (что требует неустанного преследования или многочасового ожидания).

Внимание тесно связано с сознанием и волей. Человек осознает то, на что направлено его внимание. С другой стороны, волевой контроль своей психической деятельностью – например, решение заниматься этой задачей, не отвлекаясь ни на что другое, или, напротив, решение игнорировать неприятные мысли и сомнения – это и есть управление своим вниманием. Способность к произвольному управлению вниманием характеризует уровень развития высших психических функций личности.
^

«Все жалуются на свою память, а вот на свой ум почему-то никто не жалуется», – ехидно заметил французский философ Ларошфуко. Если учесть, что психика человека прошла миллион лет эволюции, странно, как получился подобный «брак» – мы забываем действительно важную информацию и, напротив, вспоминаем то, что не хотелось бы вспоминать. В действительности, человеческая память – это могущественный и очень разумно устроенный инструмент. И для нее, как для каждого подобного инструмента, следует иметь руководство пользователя.

Итак, что такое память? Приведем несколько определений:

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.2

^ 3

Обобщая, можно сказать, что память – это система информации, полученной в результате взаимодействия с внешним миром, которая лежит в основе управления поведением и деятельностью, а также способы фиксации такой информации. Мы говорим сейчас только о прижизненной памяти как функции психики человека, потому что существуют и другие виды памяти:

Генетическая память – передача генетическим путем необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память – способность к научению путем формирования условных рефлексов или путем наблюдения за поведением других животных.

Хранилища информации (носители памяти) – от иероглифов, вырезанных в камне, до «флэшки».

Прежде всего, память – это не единичный процесс, а система из 5 процессов, каждый из которых выполняет свою функцию. Рассмотрим эти процессы подробнее.

^ Запоминание – фиксация информации. Запоминание начинается с запечатления информации посредством сенсорной памяти (см. далее «Виды памяти»). Запечатление носит непроизвольный характер. Большую часть того, что хранится в нашей памяти, мы не стремились запомнить. Почему нам запоминается одно и никак не удерживается в памяти другое? Есть ли здесь какие-то закономерности, которые можно использовать в процессе обучения? Ведь в современном мире обучаемость – это основа успешности.

Ученые выявили три метода запоминания, которые использует наш мозг.


  1. Механическое запоминание – так называемая «зубрёжка». Мы способны запомнить материал дословно, не понимая его смысла, и это имеет свои преимущества. Однако осмысленное запоминание эффективнее в 22 раза.

  2. Осмысленное запоминание – запоминание смысла, связей между элементами информации и связывание ее с уже имеющейся в памяти. Осмысленное запоминание происходит при активном участии мышления. Мозг подвергает информацию отбору, классификации, обобщению, конкретизации систематизации (См. главу 10, раздел «Операции мышления»).

  3. Структурирование информации. Довольно часто в жизни студента бывают ситуации, когда материала слишком много, чтобы запомнить его механически, и к тому же он слишком сложен, чтобы его осмыслить. Здесь на помощь приходит метод структурирования информации. Структурировать – значит расчленить материал и связать его элементы. Например: информация на этой странице структурирована с помощью строк, знаков препинания, отступов, видов шрифта, пробелов, подчеркивания. еЁзначительносложнеебЫлобывосприниматьвтаКОмвиде. Какие еще способы структурирования существуют? Разделение на фрагменты; изображение в виде схемы или картинки; ритмизация; симметричное расположение; рифма. Метод структурирования информации хорош тем, что он позволяет запоминать любой материал независимо от его сложности, и гораздо приятнее в процессе, чем механическое запоминание. Методика, которой пользуется автор при написании этой и других глав, изложена ниже в разделе «Карты памяти».

Ученых интересовало, как влияют эмоции на запоминание? Приятное или неприятное имеет шансы сохраниться в нашей памяти? Эксперименты показали, что важен не знак эмоции (плюс или минус). Даже сила пережитой эмоции второстепенна. Важнее всего то, насколько событие связано с актуальными для человека событиями, людьми или принципами. Даже очень неприятное событие забудется, «если уже мертво то, что когда-то ранило», – поэтично заметил С.Л. Рубинштейн.4

www.userdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *