Основные принципы информационной технологии – 1.

Содержание

1.3 Особенности новых информационных технологий

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит Персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая», «компьютерная» или «современная».

Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не Эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология — информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

§   интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

§   интегрированность с другими программными продуктами;

§   гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии опираются на принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой (так называемого дружественного интерфейса), который выражается прежде всего в следующем:

§   в обеспечении права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;

§   в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;

§   в наличии системы «отката», позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.

По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.

1.4                Проблемы использования информационных технологий

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Например: на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону и т.д.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами,  версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года.

Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому

 фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту внедрения новой информационной технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

2.Классификация видов информационных технологий

В настоящее время классификация ИТ проводится по следующим признакам:

§  способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС),

§  степени охвата задач управления,

§  классам реализуемых технологических операций,

§  типу пользовательского интерфейса,

§  вариантам использования сети ЭВМ,

§  обслуживаемой предметной области и др.

1)             По способу реализации ИТ делятся на традиционные и современные ИТ. Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

2)             По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.

В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.

Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся ИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и современного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.1

Сегодня нет такой сферы производства и хозяйствования, в которых бы не применялись информационные технологии. С помощью информационных технологий осуществляется успешная деятельность множества компаний, которые занимаются производством той или иной продукции. Информационные технологии и компьютеризация позволяют усовершенствовать и облегчить производственный процесс, а полная или частичная его автоматизация позволяет облегчить труд, связанный с выполнением опасных для жизни трудовых действий. Также, информационные технологии применяются для того, чтобы удовлетворять непроизводственные потребности общества. Так, допустим, сегодня информационные технологии массово применяются в образовании. Они помогают формировать независимую информационную личность, учат принимать правильное решение и эффективно использовать информационные ресурсы. Информационные технологии в образовании подготавливают человека, который легко, оперативно и эффективно обрабатывать данные и применять компьютерные возможности на практике. В туризме, допустим, информационные технологии применяются с целью облегчить процесс формирования тура и организации отдыха. С помощью информационных технологий туроператор может легко и быстро наладить коммуникационные связи с объектами, которые, непосредственно, принимают участие в создании отличных условий отдыха. Также, с помощью информационных технологий и техники появляется у человека возможность интернет-бронирования авиабилетови многое другое. В сфере производства информационные технологии применяются с целью не только облегчить труд работников и уменьшить их численность, а и позволяют осуществлять процесс производства быстрее, производя большие объемы продукции. Сегодня информационные технологии позволяют решать много проблем и предоставляют возможность сделать мир современнее, лучше, удобнее и комфортнее.

2

1http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj1177/file9555/view96587.html

2http://zsj.ru/primenenie-informatsionnyih-tehnologiy.html

http://technologies.su/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

studfile.net

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы – организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Пример 2. Информационная технология работы в среде текстового процессора Word 6.0, который не является информационной системой.

Информационная технология мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляются передача и обработка на компьютере изображения и звука.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий – управленческой и компьютерной – залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных средствами компьютерной техники.

Информационная технология – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Составляющие информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программной инструментарий.

1-й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

Пример 3. Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания шаблона формы документа в среде текстового процессора Word 6.0 состоит из следующих этапов:

∙этап 1 – создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц;

∙этап 2 – создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок;

∙этап 3 – создание переменной части формы;

∙этап 4 – защита и сохранение формы.

2-й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.

studfile.net

Информационные технологии

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные технологии




Изучив эту тему, вы узнаете:

— что такое информационная технология и ее инструментарий;
— как соотносятся между собой информационные системы и информационные технологии;
— каковы этапы развития информационной технологии.

Сопоставление материальной и информационной технологий

Слово «технология» происходит от греческого techne, что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Информационная технология
как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества, наряду с такими природными ресурсами, как нефть, газ, полезные ископаемые.

Следовательно, процесс переработки информации по аналогии с процессом переработки материальных ресурсов тоже можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

imageИнформационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы. Цель информационной технологии — производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством технологии обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии — компьютерный. Основным техническим средством реализации информационной технологии становится компьютер. К этим же технологиям относятся коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно: телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Выделяют три основных принципа компьютерной информационной технологии:

♦ интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
♦ интеграция с другими программными продуктами;
♦ гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Внедрение информационной компьютерной технологии может существенно изменить содержание различных видов деятельности в организациях.

Следует заметить, что все чаще и чаще понятие информационные компьютерные технологии замещается понятием «информационные технологии».

Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.

Инструментарий информационной технологии

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п.

По аналогии, нечто подобное должно существовать и для информационной технологии. В роли технических средств производства информации будет выступать аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Среди этих средств выделим программные продукты и назовем их инструментарием.

imageИнструментарий информационной технологии — это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.

К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовые процессоры, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари и т. п.

Информационные технологии и информационные системы

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися на компьютерах. Бе основная цель — получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации.

imageИнформационная система — это среда, составляющими элементами которой являются работники, компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи.

Ее основная цель — хранение, обработка и передача информации. Информационная система представляет собой систему «человек—компьютер» для обработки информации. 

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по переработке информации, в большинстве случаев — при помощи компьютера.

Информационная система служит для поддержки принятия решений человеком, который для получения необходимой информации должен владеть и умело применять компьютерную информационную технологию.

История развития информационной технологии

Первый этап (до второй половины XIX века) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются ручным способом, с помощью почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

Второй этап (с конца XIX века) — «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами. 

Третий этап (40-60-е годы XX века) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.

Четвертый этап (с начала 70-х годов) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии существенно смещается на формирование содержательной стороны информации.

Пятый этап (с середины 80-х годов) — «компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов различного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления. Они реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникационную связь. В связи с переходом на микропроцессорную базу значительно изменяются технические средства бытового, культурного и прочих назначений.

В различных областях начинается широкое использование телекоммуникационной связи, локальных компьютерных сетей.

Контрольные вопросы и задания


Задания

1. Используя Интернет, справочники, рекламу, соберите информацию об информационных технологиях, применяемых в выбранной вами области.

2. Опишите информационные технологии, применяемые в школьной среде.

3. Опишите информационные технологии, применяемые в библиотеке.

Контрольные вопросы

1. Что общего между технологиями материального и информационного производства?

2. Как вы представляете себе информационную технологию? Приведите примеры.

3. Что такое инструментарий информационной технологии? Приведите примеры.

4. Как соотносятся между собой информационные технологии и информационные системы?

5. В чем принципиальное отличие каждого этапа развития информационной технологии?

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Основные принципы новых информационных технологий обучения

Наиболее быстрым способом включения страны в мировую образовательную систему является создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, которые считаются моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

Обучающие программы

Определение 1

Обучающая программа (ОП) – это специальное учебное пособие, которое предназначено для самостоятельной работы учащихся.

Такие программы называются обучающими, т.к. принцип их составления носит обучающий характер (содержит пояснения, правила, образцы выполнения заданий и т.п.). Программами они являются, т.к. составлены с учетом 5 принципов программированного обучения:

  1. наличие цели учебной работы и алгоритма для ее достижения;
  2. разделение учебной работы на шаги, которые связаны с соответствующими дозами информации, обеспечивающими выполнение шага;
  3. при завершении каждого шага выполняется самопроверка и возможно корректирующее воздействие;
  4. использование автоматического устройства;
  5. обеспечение индивидуализации обучения.

При составлении ОП должны быть учтены психофизиологические закономерности восприятия информации. Должен быть создан положительный эмоциональный фактор, вызван интерес к работе и поддерживаться во время выполнения всей ОП. Правильно построенная ОП должна обеспечивать:

  • недопустимость монотонности заданий, смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • возможность успешной работы с ОП ученикам с различным уровнем знаний;
  • учет фактора памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

Электронные учебники

Определение 2

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, программное обеспечение, позволяющее комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Изначально электронные учебники были разработаны для использовании при дистанционном образовании. Сейчас же они могут использоваться совершенно самостоятельно и автономно как с целью самообразования, так и в качестве методического обеспечения предмета вместо обычного учебника.

Электронный учебник должен быть универсальным – подходить для самообразования и для стационарного обучения, характеризоваться полнотой содержания, быть высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным.

Контроль знаний

Качественные программы для контроля знаний должны:

  • использовать компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
  • позволять оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;
  • обеспечивать возможность изменения трудности заданий;
  • позволять ученику работать в индивидуальном темпе;
  • являться открытыми системами с возможностью их модернизации.

Использование сети Интернет в образовательных целях

Для успешного использования сети Интернет в образовательных целях учащиеся и учитель должны уметь:

  • работать с любым видом информации, использовать компьютерную телекоммуникационную технологию, проводить обработку данных с помощью табличных процессоров, работать с базами данных, пользоваться принтер;
  • самостоятельно использовать полученные знания для решения познавательных задач, которые содержатся в телекоммуникационном проекте;
  • пользоваться электронной почтой;
  • загружать информацию из сети и наоборот;
  • работать в операционной системе, пользоваться текстовыми редакторами;
  • входить в электронные конференции, размещать в них информацию.

С развитием сетевых технологий возник новый вид учебных материалов – Internet-учебник, который стали применять в обычном обучении, в дистанционном и в самостоятельном обучении. Internet-учебник обладает качествами компьютерного учебника и возможностью распространения практически без носителя.

Дистанционное образование

Дистанционное образование, которое развивается в России с 1995 г., дополняет очную и заочную формы обучения.

Определение 3

Система дистанционного образования (СДО) – это гибкая модульная технология обучения, которая основывается на использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) применяется в тех случаях, когда учитель и ученики разделены расстоянием. Сегодня в качестве средств обучения при ДО используются следующие технологии:

Определение 4

Кейс-технологии – технологии, которые основаны на составлении наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылка этих материалов ученикам для самостоятельного изучения.

Определение 5

ТВ–технологии – технологии, которые базируются на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Определение 6

Сетевые технологии – технологии, которые основаны на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия между учителем и учениками.

Дистанционное обучение характеризуется рядом принципов:

  1. Принцип гуманизации. Учеба не ограничена жесткими рамками времени. Ученик разрабатывает свою технологию обучения, выбирая учебное заведение и различные дисциплины для изучения, может совмещать учебу с другими видами деятельности.
  2. Принцип интерактивности. С помощью информационных технологий общаться могут не только ученики с учителями, но и ученики между собой.
  3. Принцип стартовых знаний. Для обучения с помощью СДО необходимо наличие аппаратно-технического обеспечения и некоторый набор навыков работы в сети и с компьютерными технологиями.
  4. Принцип индивидуализации. Для его обеспечения проводят входной и текущий контроль, который позволяет составить индивидуальный план учебы, при необходимости провести доподготовку ученика с целью восполнения недостающих начальных знаний и умений, которые позволяют успешно обучаться в СДО.
  5. Принцип идентификации. Необходимость контроля самостоятельности обучения. Контроль самостоятельности может быть достигнут с помощью очного контакта или различных технических средств (например, видеоконференцсвязь).
  6. Принцип регламентности обучения. Наличие жесткого контроля и планирования учебы, особенно для начинающих.
  7. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Не стоит излишне увлекаться технологиями ДО. Мировой опыт сетевого обучения установил оптимальное соотношении разных средств ДО: печатные материалы – 40–50%, учебные материалы на веб-серверах – 30–35%, компьютерная видеоконференцсвязь – 10–15%, другие средства – 5–20%.
  8. Принцип открытости и гибкости обучения. Гибкость ограничений в возрасте, начальной образовательной подготовке, в вступительных контрольных мероприятий для начала обучения в образовательном учреждении в виде собеседования, экзамена, тестирования и т.д.

spravochnick.ru

что это, её принципы и основы

В сфере искусственного интеллекта выделяют три типа систем: информационно-поисковые, экспертные и логические.

Информационно-поисковые системы имеют широкий справочно-информационный фонд. Экспертная система ориентируется на жестко фиксированную проблемную область. Расчетно-логические системы выполняют процедуры, используемые в задачах проектирования, планирования, диспетчеризации и др.

Новая информационная технология с созданием интеллектуального интерфейса позволяет успешно решать проблему проектирования новой техники и технологии автоматизацией взаимного перехода математического и предметного уровня.

Новая информационная технология – информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Основными принципами новых информационных технологий являются: интерактивный режим работы с компьютером; интегрированность с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения постановок задач и данных.

В основе системы, реализующей технологию виртуальной реальности, лежит компьютерная динамичная трехмерная модель объекта реального мира, интерактивно взаимодействующего с человеком. Эффективно, например, применение принципов виртуальной реальности при подготовке персонала для работы на новом оборудовании, при освоении гибкой автоматизированной системы и др.

САПР (система автоматизированного проектирования) – организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющая автоматизированное проектирование.

САПР содержит семь видов обеспечения: математическое (МО), лингвистическое (JIO), информационное (ИО), программное (ПО), техническое (ТО), методическое (МеО), организационное (00). Из всех видов обеспечений программное обеспечение занимает особое место, так как основная доля затрат при разработке САПР приходится именно на него.

proiz-teh.ru

Понятие информационной технологии

1. Что такое информационная технология.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

2. Этапы развития ит.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использо­ванием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персональ­ного компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления — вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 — 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IВМ/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппа­ратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессио­нального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений. Проблемы — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны.

Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

  • организация доступа к стратегической информации;

  • организация защиты и безопасности информации.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология

1 — й этап (с начала 60-х г.г.) характеризуется довольно эффективной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

studfile.net

Классификация ит

Понятия информационных технологий виды информационных технологий. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.  1) Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером. 2) Интегрированность с другими программными продуктами. 3) Гибкость процесса изменения данных и постановок задач. В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения. 

  1. По типу обрабатываемой информации: а) данные б) знания

  1. По типу пользовательского интерфейса : а) командный б) WIMP в) SILK (речевые команды)

  1. По степени взаимодействия между собой : дискретное ; сетевое

  1. По области применения :

1. Информационная технология обработки данных  2. Информационная технология управления  3. Информационная технология автоматизированного офиса  4. Информационная технология поддержки принятия решений  5. Информационная технология экспертных систем 

Автоматизированное рабочее место (арм) специалиста, понятие, состав, требования.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это рабочее место специалиста-оператора, оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания. Автоматизированное рабочее место специалиста — это ин­струмент рационализации и интенсификации управленческой деятельности. АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область и представляют собой средство общения специалиста с автоматизированными информационными системами. АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, — наи­более простой и распространенный вариант автоматизирован­ного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному ра­ботнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразо­ванию информации.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или, в зарубежной терминологии, «рабочая станция» (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций. Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяется, как правило, совокупностью технических средств и программных средств .В качестве технических средств, преимущественно, используется ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами: дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМ и с локальными вычислительными сетями и т.д.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспе­чивает:

  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

  • простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

  • компактность размещения и невысокие требования к усло­виям эксплуатации;

  • высокую надежность и живучесть;

  • сравнительно простую организацию технического обслу­живания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями. Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство. В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.). Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфей­сам, эргономическим параметрам устройств и т.д. Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения. Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуриза­цию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах. Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индиви­дуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания. Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *