Операционная система (ОС) является системным программным обеспечением, благодаря которому приводится в действие технические средства компьютера. Это программное обеспечение координирующее работу ЭВМ и производящее управление другими программными модулями посредством скоординированной последовательности операций.
Представление об операционной системе
Функциональные характеристики ОС:
- Осуществление работы компьютера, в том числе и персонального и его периферийных устройств по принципу ввода/вывода информации;
- Обеспечивает систему, организовывающую и хранящую файлы;
- Организовывает взаимодействие пользователя и компьютера.
Из чего состоит ОС
- Ядро;
- Командный модуль;
- Комплекс драйверов;
- Сервисные утилиты;
- Оболочка.
Операционная система (ОС) является системным программным обеспечением, оно приводит в действие всю техническую составляющее любого из компьютеров, исключение могут представлять лишь микрокомпьютеры. Микрокомпьютерам, являющимися составляющими каких-либо приборов, такой программный комплекс не нужен, по причине того, что они в большинстве случае отвечают ка какую ни, будь конкретную функцию.
Ядром операционной системы называют её основную часть, которая как раз и обеспечивает запуск всех действий, организует работу других программ и работу компонентов компьютерной системы. Процессы, происходящие в ядре ОС можно назвать организующей программно-аппаратной деятельностью.
Командный модуль — это программа, функцией которой является выполнение команд от пользователя компьютеру.
Драйвера это целый внутренний комплекс специальных программ для обеспечения корректной работы именно аппаратных устройств с операционной системой, проще говоря – это инструкция для управления операционной системой компьютерных комплектующих, периферии.
Утилиты — дополнительные программные средства, которые взаимодействуют с ПО для выполнения различных задач.
Для пользователя оболочка операционной системы, является очень важным элементом — графический интерфейс — это то, что пользователь видит на дисплее любого компьютерного устройства. Именно благодаря графической оболочки ОС появились персональные компьютеры.
Кроме того, современная операционная система может обладать разной разрядностью 32 и 64.
Как проходит работа операционной системы
ОС действует с применением системных вызовов. Это такой интерфейс между ОС и программой пользователя, который позволяет делать все операции с объектами – файлами и процессами. Программа пользователя делает системный вызов сервису операционной системы, далее она обращается в библиотеку с прописанными процедурами действий, которые загружают регистры, и осуществляется прерывание кода в процессоре.
Прерывание генерируется от внешнего устройства. Такие «Аппаратные прерывания» информируют процессор о совершении асинхронной операции. Аппаратное прерывание производится параллельно процессам обработки программного кода процессором.
Так действует код ядра ОС и выполняется адресным пространством. Ядро ОС обладает доступом к пространству памяти программы пользователя и только после того, как произойдёт системный вызов, происходит передача адреса памяти этой программы для осуществления вызова в ядро.
Вовремя функционирования ОС, могут появиться исключительные операции, приводящие к неработоспособности, которые возникают при попытке выполнить недопустимую команду, обращение без права доступа к ресурсу, обращение к несуществующему кластеру в памяти. Исключительные операции могут появляться так же и при синхронном режиме работы главного компьютерного программного обеспечения.
Как производится загрузка ОС
Процесс от загрузки до запуска операционных систем можно разделить на три этапа:
Этап первый. ПЗУ системного блока проводит проверку да диске наличие программы-загрузчика ОС и предаёт работу ОЗУ.
Этап второй. Программа загрузчик с помощью ОЗУ обращается к базовому модулю ОС и как следствие работа передаётся ему.
Этап третий. Основной загрузчик в базовом модуле запускает загрузку имеющейся операционной системы и только после этого вступает в свои права на управление командному модулю.
Наиболее популярные операционные системы
О наиболее популярных видах операционных систем можно прочитать в одноимённой статье. Разная организация принципов осуществления операций в системах различает и саму операционную систему:
Что такое ОС – это сокращение термина операционная система, что собственно было и продемонстрированно в статье. Вот какую ОС предпочесть, это дело выбора каждого, хотя большинство производителей диктуют свои правила продавая компьютеры с уже предустановленной операционной системой.
Что такое операционная система

Операционная система является основным программным обеспечением, которое управляет всем аппаратным и другим программным обеспечением на компьютере. Операционная система, также известная как «ОС», взаимодействует с аппаратным обеспечением компьютера и предоставляет службы, которые могут использовать приложения.
Что делает операционная система
Операционная система является основным набором программного обеспечения на устройстве, которое поддерживает все вместе. Операционные системы взаимодействуют с оборудованием устройства. Они обрабатывают все с клавиатуры и мыши до Wi-Fi-радио, устройств хранения и отображения. Другими словами, операционная система обрабатывает устройства ввода и вывода. Операционные системы используют драйверы устройств, написанные разработчиками оборудования для связи со своими устройствами.
Операционные системы также включают в себя множество программных продуктов, таких как общие системные службы, библиотеки и интерфейсы прикладного программирования (API), которые разработчики могут использовать для написания программ, работающих в операционной системе.
Операционная система находится между приложениями, которые Вы запускаете, и оборудованием, используя аппаратные драйверы в качестве интерфейса между ними. Например, когда приложение хочет что-то напечатать, оно переносит эту задачу в операционную систему. Операционная система отправляет инструкции на принтер, используя драйверы принтера для отправки правильных сигналов. Приложению, которое печатает, не нужно заботиться о том, какой принтер у Вас есть, или понять, как он работает. ОС обрабатывает детали.
ОС также обрабатывает многозадачность, выделяя аппаратные ресурсы среди нескольких запущенных программ. Операционная система контролирует, какие процессы выполняются, и распределяет их между различными ЦП, если у Вас есть компьютер с несколькими процессорами или ядрами, позволяя нескольким процессам работать параллельно. Он также управляет внутренней памятью системы, выделяя память между запущенными приложениями.
Операционная система — это одна большая часть программного обеспечения, которая отвечает за многое. Например, операционная система также контролирует файлы и другие ресурсы, к которым могут обращаться программы.
Большинство программных приложений написано для операционных систем, что позволяет операционной системе делать много работы. Например, при запуске Minecraft Вы запускаете его в операционной системе. Minecraft не должен точно знать, как работает каждый отдельный аппаратный компонент. Minecraft использует различные функции операционной системы, а операционная система переводит их в низкоуровневые аппаратные инструкции.
Операционные системы предназначены не только для ПК
Когда мы говорим, что «компьютеры» запускают операционные системы, мы не просто имеем в виду традиционные настольные ПК и ноутбуки. Ваш смартфон — это компьютер, как и планшеты, смарт-телевизоры, игровые консоли, смарт-часы и маршрутизаторы Wi-Fi. Amazon Echo или Google Home — это компьютерное устройство, работающее под управлением операционной системы.
Знакомые настольные операционные системы включают Microsoft Windows, Apple MacOS, Google Chrome OS и Linux. Основными операционными системами для смартфонов являются iOS от Apple и Android от Google.
Другие устройства, такие как маршрутизатор Wi-Fi, могут запускать «встроенные операционные системы». Это специализированные операционные системы с меньшим количеством функций, чем имеет обычная операционная система, разработанная специально для одной задачи — например, для работы с маршрутизатором Wi-Fi, навигации или управления банкоматом.
Где заканчиваются операционные системы и начинаются программы
Операционные системы также включают другое программное обеспечение, включая пользовательский интерфейс, который позволяет людям взаимодействовать с устройством. Это может быть рабочий стол на ПК, сенсорный интерфейс на телефоне или голосовой интерфейс на цифровом помощнике.
Операционная система — это большое программное обеспечение, состоящее из множества различных приложений и процессов. Линия между тем, что является операционной системой и что такое программа, может иногда быть немного размытой. Точного официального определения операционной системы нет.
Например, в Windows приложение File Explorer (или Windows Explorer) является неотъемлемой частью операционной системы Windows — оно даже обрабатывает отрисовку Вашего рабочего интерфейса — и приложение, работающее в этой операционной системе.
Центром операционной системы является ядро
На низком уровне «ядро» является основной компьютерной программой, лежащей в основе Вашей операционной системы. Эта отдельная программа является одной из первых вещей, загружаемых при запуске Вашей операционной системы. Он обрабатывает выделение памяти, преобразование программных функций в инструкции для процессора Вашего компьютера и обработку входных и выходных данных с аппаратных устройств. Ядро, как правило, запускается в изолированной области, чтобы предотвратить его несанкционированное использование другим программным обеспечением на компьютере. Ядро операционной системы очень важно, но это всего лишь одна часть операционной системы.
Но и здесь не все конкретно. Например, Linux — это просто ядро. Однако Linux по-прежнему часто называют операционной системой. Android также называется операционной системой, и она построена на ядре Linux. Linux-дистрибутивы, такие как Ubuntu, используют ядро Linux и добавляют к нему дополнительное программное обеспечение. Они также называются операционными системами.
В чем разница между прошивкой и ОС
Многие устройства просто запускают «прошивку» — тип низкоуровневого программного обеспечения, которое обычно запрограммировано непосредственно в памяти аппаратного устройства. Прошивка — это всего лишь небольшая часть программного обеспечения, предназначенного для работы только с абсолютными основами.
Когда компьютер загружается, он загружает прошивку UEFI с материнской платы. Эта прошивка — это низкоуровневое программное обеспечение, которое быстро инициализирует аппаратное обеспечение Вашего компьютера. Затем он загружает Вашу операционную систему с твердотельного накопителя Вашего компьютера или жесткого диска. (Этот твердотельный накопитель или жесткий диск имеет собственную встроенную прошивку, которая управляет хранением данных на физических секторах внутри накопителя.)
Граница между прошивкой и операционной системой также может быть немного размытой. Например, операционную систему для iPhone и iPads от Apple, называемую iOS, часто называют «прошивкой». Операционная система PlayStation 4 официально называется прошивкой.
Это операционные системы, которые взаимодействуют с несколькими аппаратными устройствами, предоставляют услуги программам и распределяют ресурсы между приложениями. Тем не менее, очень простая прошивка, которая работает на пульте дистанционного управления телевизором, например, обычно не называется операционной системой.
Обычный пользователь не обязан точно понимать, что такое операционная система. Возможно, будет полезно узнать, какую операционную систему Вы используете, какое программное и аппаратное обеспечение совместимо с Вашим устройством.
Это два очень разных вопроса. Попробую разобрать оба.
Преимущества
С чьей точки зрения? Это главный вопрос.
Например, я могу рассказать о преимуществах с точки зрения архитектуры самой операционной системы, здесь есть о чём поговорить.
Если же говорить о типичном пользователе, то я могу назвать три ключевых преисмущества:
- Бесплатность. И тут дело даже не в том, что за винду надо заплатить (скорее всего она была включена в стоимость ПК), а в том, что и там и там вы получаете примерно одинавковое количество геморроя и получить его по принципу «зато бесплатно» не так обидно, как заплатить за него.
- Нет неисправимых ошибок. Если вы присмотритесь к своей работе на Windows, вы наверняка заметите, что есть моменты, в которые система или ПО в связи с особнностями системы ведут себя нештатно, но вы привыкли к этому поведению и у вас есть набор трюков вида «просто, если оно капризничает, я делаю ТАК». Я обнаружил, что таких трюков у меня в арсенале оказалось очень много после того, как вынужден был много использовать Windows после того, как несколько лет к ней практически не прикасался. GNU/Linux меняет подход и если натыкаешься на ошибку, то ищешь не как с ней смириться, а как побороть.
- Кастомизация. То есть возможность настройки поведения системы и её элементов. Здесь есть важный момент, что нужно понимать, как вы хотите чтобы ПК себя вёл. Очень многие не знают и тогда им лучше оставить поведение системы таким, каким его зпридумали умные дяди и тёти, имеющие модель среднечеловека в том или ином виде. Если вы отличаетесь от среднечеловека и знаете, чем, то на GNU/Linux у вас будет намного больше возможностей получить то, что хотите. Например, вот в тот период, когда я не пользовался Windows несколько лет система была так точно настроена под меня, что создавалось впечатление. что она делала то, что надо не просто до того, как я попросил, а даже до того, как окончательно оформилась мысль, чего именно я сейчас хочу.
Покупка ПК на GNU/Linux
Каждый раз, покупая ПК вам следует понимать, для чего он покупается. Как будет использоваться, какие будут ставиться задачи и какие будут применяться инструменты. В некоторых случаях лучше подумать ещё раз.
Вообще задач, с которыми GNU/Linux не справится очень мало. Можно сказать их вообще нет, но иногда это будет не самый удобный инструмент. В первую очередь из-за непривычности и отсутствия конкретных инструментов. Вот, например, есть пользователь, который работает с видео и, например, у него есть любиый видеоредактор, а у этого редактора нет GNU/Linux-версии. И в Wine он не работает. Бывает такое. Придётся искать альтернативы, что поделаешь. Они есть и нативные и в Wine, и бесплатные и коммерческие, в том числе дорогие, профессиональные, но другие. Об этом надо подумать заранее.
И ещё, к сожалению, некоторые производители грешат тем, что ставят GNU/Linux по тому же принципу, по которому и FreeDOS, т.е. как систему под снос. Например, была грустная история про Dell, которые ставили Suse но при этом даже не выставляли корректного разрешения экрана. В этом случаебудет проще, купив ПК, поставить ОС уже самостоятельно.
Те, кто внимательно и не очень следят за новостями в сфере ИТ последние лет пять, должны были заметить некоторые импортозамещающие настроения в стране. Это настроение вдохнуло жизнь и в рынок отечественной разработки ОС. Я решил разобраться, что сегодня представляет собой отечественный рынок ОС, и у каких, на мой взгляд, проектов есть будущее.
Причинно-следственная связь
В начале 2010-х власти заговорили о политике независимости от всего заморского и в 2014 году на законодательном уровне утвердили ограничения на использование иностранного ПО в госведомствах. На этой волне импортозамещения отечественный рынок ПО наводнили различные российские операционные системы.
Российские ОС появлялись и до этого, и в принципе, их много, но рассматривать все системы смысла нет. Поскольку основным заказчиком и потребителем российских операционных систем являются всё же государственные организации, госкомпании и бизнес, попавший под санкции, то есть смысл остановиться на системах, которые представлены сегодня в Едином реестре российского ПО, а значит могут быть установлены этими самыми заказчиками, соответственно имеют шансы на развитие и долгое существование.
Большинство из этих систем по сути являются дистрибутивами на базе Linux — свободного и открытого программного обеспечения. Это простой способ быстро и на достойном уровне обеспечить ту самую независимость от иностранного ПО (да-да, независимость!) – берешь, дорабатываешь код и приводишь его в соответствие требованиям нового законодательства.
В этом обзоре я остановился на полноценных операционных системах, имеющих дистрибутив как для рабочих станций, так и серверный, у которых есть шанс стать достойной заменой привычной Windows и которые, что немаловажно, имеют сертифицированные версии для работы с коммерческой и государственной тайнами.
Сразу скажу, что цель этого материала ознакомительная, статья не подразумевает глубокого погружения в технические возможности систем.
Однако, что касается ОCь – на сайте слабо представлена информация, указано, что имеет СЗИ, но дистрибутив не скачать.
На момент написания статьи, ссылка выглядит так:
Сравнение Альт, Astra, РЕД ОС и ROSA
Итак, остановимся подробнее на этих дистрибутивах.
Альт
Создатель этой ОС – компания «Базальт СПО». Они ориентировались на создание своего Линукс-дистрибутива без оглядки на импортозамещение и на создание защищенных вариантов ОС.
На данный момент из российских ОС Альт имеет самое большое сообщество, богатую историю, и качественную поддержку, в том числе поддержку сообщества. Дистрибутивы Альт имеют собственный репозиторий, который считается одним из четырех крупнейших в мире. Кроме того, у них самая подробная и хорошо проработанная документация по продуктам, большое количество мануалов, много детализированных сценариев использования.
Операционные системы Альт, входящие в реестр российских программ:
- Альт Рабочая станция
- Альт Сервер
- Альт Образование
- Альт Линукс 7 СПТ — дистрибутив Альта, сертифицированный ФСТЭК России, со встроенными программными средствами защиты информации.
Альт Линукс 7 СПТ поставляется в следующих вариантах исполнения:
- Альт Линукс 7 СПТ Рабочая станция
- Альт Линукс 7 СПТ Тонкий клиент
- Альт Линукс 7 СПТ Сервер
- ОС Альт 8 СП — сертифицированный уже по новым правилам ФСТЭК.
Представлен в двух вариантах:
- ОС АЛЬТ 8 СП «Рабочая станция»
- ОС АЛЬТ 8 СП «Сервер»
Отмечу, что дистрибутив Альт, по сравнению с ОС РОСА и Astra Linux, далеко ушёл от базового. Что РОСА, что Astra Linux — это видоизменённые существующие дистрибутивы, АСТРА — это Debian, а РОСА — RHEL. А у Альта изначально был Mandrake, но разработчик настолько его изменил, что базовый дистрибутив уже не разглядеть.
И даже Wikipedia и та относит Альт к независимым дистрибутивам (не всё то истинно, что написано в Wikipedia, но всё же показательно).
ASTRA
Компания АО «НПО РусБИТех» (ГК Astra Linux) осуществляет лицензированную разработку, производство и внедрение информационных и автоматизированных систем, систем поддержки принятия решений, программных средств общего назначения, разработку и создание средств защиты информации и телекоммуникационных средств, комплексных тренажерных систем нового поколения.
Разработчик является членом Linux Foundation и The Document Foundation (кажется, единственным в России). И с февраля 2019 года имеет официальное зеркало российского репозитория своей ОС на международном портале https://mirrors.kernel.org.
Операционная система Astra разрабатывалась компанией АО «НПО РусБИТех» специально для использования в защищённом варианте и на данный момент имеет сертификацию с возможностью обработки информации с грифом «совершенно секретно». Есть сертификаты ФСТЭК, ФСБ и Минобороны РФ.
Начинка ОС Astra — это Debian только со встроенной системой безопасности и графическим окружением (и десятками собственных графических и консольных утилит). Есть у Astra и операционная система общего назначения Astra Linux Common Edition, это «гражданский» аналог основного продукта — защищённой Astra Linux Special Edition — со свободным репозиторием (порядка 13 000 программ). Интерфейс Astra Linux отличается от стандартных linux-овых и гораздо ближе к windows, а ещё и адаптирован для сенсорных экранов, в том числе на мобильных устройствах.
На сегодня Astra — один из самых популярных дистрибутивов для импортозамещения, возможно во многом благодаря широкой технической поддержке 24/7, наличию готовой инфраструктуры и широкой экосистемы совместимых решений.
Из интересного — разработчик ОС один из немногих серьёзно занимается научными исследованиями.
РОСА
Компания «НТЦ ИТ РОСА» ещё один из поставщиков защищённых систем, который пошёл своим путём и разделил дистрибутивы для защиты коммерческой тайны и гостайны — РОСА «КОБАЛЬТ» и РОСА DX «НИКЕЛЬ» соответственно. Первая сертифицирована ФСТЭК России в настольном и серверном вариантах. Вторую можно использовать для государственной тайны с грифом не выше «секретно», существует только в настольном варианте, имеет сертификат Минобороны РФ.
Дистрибутив «НИКЕЛЬ» имеет сертификацию только до уровня «1В» и при этом имеет исполнение только для рабочей станции, дистрибутив Кобальт же сертифицирован до уровня «1Г» и не может быть использован для работы с документами, составляющими государственную тайну.
У этого производителя есть и незащищённые варианты ОС:
- ROSA Fresh — свободная и бесплатная система для домашнего использования
- ROSA Enterprise Desktop (RED) — для использования в организациях
- ROSA Enterprise Linux Server (RELS)— для построения серверных решений
Но до осени 2018 года незащищённые ОС РОСА не были включены в реестр, что ограничивало возможности их применения, когда требовалось импортозамещение.
РЕД ОС
Разработчик РЕД ОС – компания РЕД СОФТ. Помимо ОС у неё есть ещё два продукта: РЕД СУБД и РЕД платформа Документооборота. Честно говоря, эта ОС для меня «кот в мешке» — на сайте информации предоставлено не очень много, сертификаты ФСТЭК получила только-только. Пишет о 15-летнем опыте, но по факту самые первые данные о проекте с РЕД ОС датируются 2017 годом – тогда РЕД СОФТ сделал Гослинукс для ФССП России.
Полагаю, что эта система после некоторых модификаций и стала продуктом для последующих внедрений.
20 февраля на конференции по импортозамещению анонсировала версию РЕД ОС 7.2.
Защищённые ОС
Практически все сертифицированные ОС, кроме РОСА DX «НИКЕЛЬ», могут использоваться для защиты конфиденциальной информации (коммерческой тайны, персональных данных). Для гостайны для защиты до уровня «секретно» подходит Альт 7 СПТ и Альт 8 СП, Astra Linux и РОСА «Никель», а Альт 8 СП и Astra Linux SE – для обработки данных, составляющих государственную тайну до сведений с грифом «совершенно секретно» и построения систем по классу 1Б.
Почему хорошо, когда у одного производителя есть и незащищённые и защищённые ОС? В большинстве компаний инфраструктура (сеть) разделена на два контура. Во внутреннем контуре используется защищённая ОС, во внешнем допускается использование несертифицированных систем. Для облегчения процесса миграции всё-таки лучше использовать ОС одного семейства, да и документации меньше писать, ну и в целом трудозатрат меньше.
Состав ПО для рабочих станций
С точки зрения прикладного ПО какой-либо серьёзной разницы между дистрибутивами нет, все они используют схожий набор прикладного ПО.
Состав ПО в серверных дистрибутивах
*- согласно документации (но также доступны FreeIPA и Samba)
Для серверных ОС наблюдается схожесть инфраструктурных сервисов, но с небольшими отличиями.
Вывод
По большому счёту все рассматриваемые дистрибутивы примерно одинаковые, но у каждой есть свои заморочки — Astra стремится сделать интерфейс похожий на Windows, чтобы пользователями лучше воспринималась; Альт имеет хорошую поддержку сообщества.
100% замены Windows ни одна ОС обеспечить не сможет, но не потому что они такие, а потому что далеко не всё ПО имеет аналоги для Linux, особенно различные государственные программы, как Электронное казначейство, например. Но все разработчики уже это поняли и стараются учитывать этот момент. Так что в ближайшем будущем нас заполонит российское ПО для Linux. Сейчас же, пока эти программы не приспособлены для работы на этих ОС, правильней будет при миграции выделять их на сервера терминального доступа.
Краткая информация.
OS/2 — операционная система фирмы IBM. Особой популярностью в качестве домашней ОС никогда не пользовалась, оставаясь в тени Windows. OS/2 представляет собой самостоятельную линию развития операционных систем, отличаясь от Windows NT существенно меньшей требовательностью к ресурсам компьютера, а от Linux/Unix – принципиальной разнице в подходе к разработке и большей схожестью графического интерфейса пользователя с Windows.
История.
1981. Microsoft покупает 86-DOS у компании Seattle Computer Products. Удовлетворение запросов IBM к операционной системе для PC привело к некоторым изменениям после чего она и выпущена под торговой маркой MS-DOS.
1984. Появляется процессор Intel 80286. В IBM принимается решение что операционная система DOS морально устарела и совместно с Microsoft начинает разработку OS/2.
Декабрь 1987. Появилась OS/2 1.0 (кодовое название CP/DOS). Эта версия не имела графической оболочки (работала только в текстовом режиме) и имела достаточные улучшения относительно DOS, например, там была расширена поддержка оперативной памяти. Выводить информацию на экран могла только одна программа, хотя другие программы могли выполняться в фоновом режиме.
Ноябрь 1988. OS/2 1.0 Extended Edition и OS/2 1.1 Standard Edition. Версия OS/2 1.1 SE (кодовое название Trimaran) обладает графической оболочкой Presentation Manager. Требования к оперативной памяти — минимум 3, а лучше 6 Мегабайт. Версия под названием OS/2 1.10 Extended Edition (OS/2 1.10 EE) появившаяся позднее и стоящая 795 долларов включала так же Database Manager и Communications Manager.
Октябрь 1989. OS/2 1.20 SE и EE (кодовое название Sloop). Впервые предложена улучшенная файловая система HPFS. Появилось средство двойной загрузки Dual Boot, а в расширенной версии 1.2 — мощный язык REXX. Этот год является переломным моментом в истории OS/2 – альянс начинает разваливаться (в основном из-за “подковерных игр” менеджеров Microsoft). Microsoft, обеспокоенная завоеванием рынка операционных систем, берет на себя разработку следующей, полностью 32-х разрядной OS/2 3.0. IBM концентрируется на разработке OS/2 2.0. Это, по сути, «развод» — разрабатываемая фирмой Microsoft OS/2 3.0, даже не сохраняет своего названия и демонстрируется на выставке ComDex’91 под именем Windows NT — первая Windows с вытесняющей многозадачностью.
Декабрь 1990. OS/2 1.3 (кодовое название Cutter) — версия, работающая на процессоре 80286 и последняя, выходящая в двух вариантах стандартной и расширенной редакции (Язык REXX присутствует уже в обеих редакциях). Из новшеств — поддержка масштабируемых шрифтов Adobe Type Manager. Эта версия также в ряду последних, продаваемых фирмой Microsoft. Все новые изменения внесены в подавляющем большинстве программистами IBM, система претерпела существенную переработку и ощутимо улучшилась ее производительность.
Апрель 1992. OS/2 2.0 (кодовое название Cruiser). Первая 32-х разрядная версия OS/2. Минимальные требования – процессор 80386SX, 4 Мб оперативной памяти. Поддержка SAA (System Application Architecture) — унифицированной архитектуры прикладных программ. OS/2 2.0 – первая версия, официально поддерживаемая не только на компьютерах IBM, но и на компьютерах других фирм. Она претерпела большие реконструкции после разрыва партнерских отношений с Microsoft по разработке. Появился удобный объектноориентированный интерфейс WorkPlaceShell («рабочий стол», рабочее место) базирующийся на архитектуре SOM (System Object Model), появилось гибкое средство загрузки Boot Manager, серьезно усовершенствована поддержка DOS и Windows приложений (Windows приложения запускаются с использованием Win-OS/2), а также 32-разрядный программный интерфейс. Появилась и возможность использования более 16Мб оперативной памяти. Отдельно выходят обновления для средств мультимедиа.
Май 1993. OS/2 2.1 (кодовое название Borg). Добавлена поддержка приложений Windows 3.1 (до этого поддерживалась Windows 3.0). В поставку включены средства мультимедиа и значительно обновлен список поддерживаемых аппаратных устройств. Требования к оперативной памяти — минимум 8 Мбайт.
Ноябрь 1993. OS/2 for Windows (кодовое название Ferengi). Отсутствует Win-OS/2 – вместо нее используется уже ранее установленная пользователем Windows 3.1, обновлены драйвера.
Февраль 1994. OS/2 2.11. В основным исправлены различные ошибки. Также существует отдельным набором исправлений FixPack XR 06200 для OS/2 2.1.
Июль 1994. OS/2 2.11 SMP. В этой версии была добавлена поддержка многопроцессорных (до 16 процессоров) систем.
Октябрь 1994. OS/2 Warp 3.0 (кодовое название Warp). Изменения коснулись лишь улучшения производительности системы, понижения требования к оперативной памяти до 4 Мбайт. Расширен спектр поддерживаемых аппаратных устройств. В GUI появился новый эелемент — LaunchPad (Панель инструментов, «стартовая площадка») — эффективное и гибкое средство, отлично вписавшееся в объектноориентированную модель интерфейса. С OS/2 Warp 3.0 поставляется бесплатный пакет «BonusPak», включающий:
• средства ревизии аппаратного обеспечения,
• расширенные средства просмотра мультимедиа, обработки движущегося видео, полнофункциональную работу с факсом (при наличии факс-модема),
• достаточно мощный пакет офисных приложений (включая текстовый процессор, электронные таблицы, базу данных, построения графиков) и персонального органайзера,
• средство проведения конференций в сетях,
• доступ к сетям CompuServe и Internet.
Май 1995. OS/2 Warp Connect. В базовую систему включена полная поддержка сетевой функциональности, поддержка одноранговых сетей.
Сентябрь 1996. OS/2 Warp 4.0 (кодовое название Merlin). В этой версии включено полное управление голосом, средства голосового ввода текста, встроенные механизмы Java, OpenDoc, средства работы в глобальной сети Internet и другие передовые технологии, разработанные корпорацией IBM. Сильно изменен дизайн системы и более удачно (относительно предыдущих версий) проработана сетевая подсистема.
1999 год. OS/2 WarpServer for e-Business (кодовое название Aurora) — сокращенно OS/2 WSeB. Внешне OS/2 осталась практически без изменений, однако внутренние переработки носили весомый характер. Появилась поддержка журналируемой файловой системы JFS, взятой из AIX (IBM версия UNIX), сняты ограничения на объем виртуальной памяти, появилась мощная программа для управления томами под названием LVM (Logic Volume Manager).
Весной 2000-го года американская компания Serenity Systems объявляет о том, что ей достигнуто партнерское соглашение с IBM о выпуске новой клиентской версии OS/2. Правда, эта клиентская версия полностью меняет свое название — новый клиент называется eComStation (сокращенно eCS). Официально продажи eCS 1.0 начались в июле 2001 года.
По сути, это новая модификация OS/2, в которой изменен интерфейс за счет включения в базовую систему приложения Styler/2 а также процесс инсталляции. Добавлено новое средство распределенной инсталляции ПО под названием WiseMachine.
OS/2 1.0 – Начало.
Эволюция OS/2 началась очень давно. Наиболее важным моментом предыстории OS/2 следует считать появление IBM Personal Computer или просто IBM PC (название отлично демонстрирует полное отсутствие изобретательности IBM в деле присвоения наименований выпускаемым продуктам). Создатели IBM PC к сожалению допустили громадную ошибку недооценив популярность своего продукта и соответственно его влияния на развитие индустрии. О том насколько восторженно было воспринято появление новой платформы свидетельствует хотя бы тот факт, что, при начальных планах продать 250 тысяч PC за пять лет, фирма IBM продала большее количество систем ещё до официального выпуска продукта на рынок.
Что же касается программного обеспечения то IBM решила нанять стороннего производителя для написания операционной системы для своего PC. К сожалению описание полудетективной истории о том как была выбрана фирма Microsoft и операционная система DOS выходят за рамки рассмотрения OS/2. MS(PC)-DOS как и сам PC была весьма открытой системой. Интерфейсы DOS и BIOS были хорошо документированы и сторонние производители могли легко использовать и расширять их – вот почему DOS и по сей день используется в некоторых задачах.
Вместе с тем DOS и BIOS имели один очень большой недостаток. Они отнюдь не были “звездной командой” и что еще хуже – не использовали аппаратную часть PC на полную мощность. Это означало что многие программы для полного использования аппаратных возможностей обращались к устройствам напрямую, минуя DOS.
Рассвет IBM PC.
Но невзирая на все свои недостатки в 1980 году IBM PC стал популярным инструментом. Аппаратный и программный рынки росли с невиданной скоростью. Казалось бы все было прекрасно — но пользователи PC были недовольны. Основыне причины тому были следущие:
Различные программы либо никак не взаимодействовали друг с другом, либо взаимодействие лежало на примитивном уровне.
Пользователь не мог делать несколько задач одновременно. Как некое подобие многозадачности были придуманы резидентные программы.
Логическим итогом всего хаоса проблем было то, что окружение DOS было нестабильным. Не было никакой защиты ни памяти, ни других ресурсов и любой процесс мог делать что угодно с любым куском памяти или манипулировать с оборудованием – элементарный рецепт катастрофы.
Архитектура DOS имела серьезные ограничения при работе с памятью. “640Kb будет достаточно для каждого” — выражение Билла Гейтса в 1981 году. Возможно это и было правдой в 1981, но никак не в 1984. Естественно, как только нехватка памяти стала очевидной, были придуманы различные способы обойти “проблему 640”, но все они никак не могли считаться решением.
Некоторые из существовавших проблем могли быть решены программно с помощью лучше спроектированной операционной системы. Но другие требовали аппаратной поддержки для того чтоб решение было эффективным или в принципе реализуемым. И эта поддержка была реализована в 1984 году под названием IBM AT (Advanced Technology). AT дествительно сильно продвинулась по сравнению со своими предшественниками – PC и XT. И помимо огромной массы различных усовершенствований самым заметным (и важным) было применение нового центрального процессора – Intel 80286. Хотя 80286 был 16-ти разрядным как и его прародители однако он имел одну очень важную особенность: защищенный режим работы (protected mode). 8086 имел только один режим который позже назовут real mode (видимо в связи с тем что в отличии от защищенного режима все адреса памяти соответствовали физическим адресам). После инициализации 286 работал в реальном режиме практически полностью совместимом с 8086 отличаясь лишь большей скоростью и расширенным набором инструкций. В этом режиме 286 мог как и 8086 адресовать (обращаться к) 1Мб памяти (на самом деле 1Мб + 64Кб – но в данном случае это неактуально). В защищенном режиме 286-й мог адресовать 16Мб памяти. Это было очень много учитывая что PC с 16Мб памяти стали стандартом де-факто лишь более чем 10 лет спустя. Но еще большим плюсом было то что защищенный режим был действительно защищенным. Это означало что доступ к памяти не был “свободным для всех” — вместо этого существовало 4 уровня (или кольца) защиты и менее привелигерованный процесс не мог нанести повреждения блокам памяти принадлежащим более привелигированным компонентам. Таким образом пользовательские программы не могли намеренно или случайно перезаписать к примеру код операционной системы. Дополнительно приложения были защищены друг от друга. Точно так же некоторые инструкции процессора были теперь ограничены и могли быть выполнены только кодом с достаточными правами – такими как ядро операционной системы или драйвер устройства. При попытке нарушить защиту возникала исключительная ситуация перехватываемая операционной системой которая обычно прекращала работу “провинившегося” приложения. Все проверки защиты выполнялись на аппаратном уровне с минимальными накладными расходами для операционной системы.
Как IBM так и Microsoft полностью осознавали проблемы вызываемые работой DOS в реальном режиме и работали над их решением. Двумя наиболее заметными продуктами которые в итоге появились стали IBM TopView и Microsoft Windows. TopView была текстовой многозадачной оболочкой для DOS и в сущности идейным прародителем позднейшей намного более успешной оболочки DesqView производства компании Quarterdeck. Microsoft Windows являлась графическим многозадачным окружением работавшим поверх DOS. Впервые анонсированная в 1983 версия 1.0 появилась в 1985. Она была более чем плохой и вполне заслуженно не приобрела сколько-нибудь широкой популярности. Это была попытка Microsoft сделать PC более похожим на компьютеры Macintosh фирмы Apple работавшими под управлением операционной системы MacOS с весьма развитым графическим интерфейсом пользователя. Версия Windows 2.0 вышла в 1987 и была немного лучше (и очень походила внешним видом на OS/2 1.1).
Взросление.
В это же время Microsoft работала над полностью новой операционной системой рассчитаной заменить DOS. В январе 1983-го года началась разработка новой многозадачной MS-DOS системы. Название проекта изменялось несчетное количество раз. В августе 1985 IBM присоединяется к проекту и фирмы подписывают соглашение о совместной разработке дающее обеим компаниям право на продажу конечного продукта. Немного погодя проект перименовывается в CP/DOS – от Control Program/DOS. Но, даже это был не финал процесса выбора имени еще нерожденного ребенка. Незадолго до выпуска продукт переименовывается в OS/2 – видимо для соответствия новой линейке персональных компьютеров IBM под названием PS/2 (Personal System/2).
Интересно то, что OS/2 1.0 не были реализованы очень многие планируемые особенности и самым заметным было отсутствие графического интерфейса пользователя Presentation Manager (кодовое имя Winthorn).
И все же OS/2 1.0 являлась радикальным рывком в сторону от DOS и имела множество особенностей и возможностей, которые DOS никогда не смогла бы иметь и которые были реализованы в других операционных системах намного позже.
• Вытесняющая многозадачность (preemptive multitasking).
• Многопоточность (multithreading).
• Средства взаимодействия между процессами (Inter Process Communication – IPC) такие как разделяемая память (shared memory), каналы (pipes), семафоры (semaphores) и очереди (queues).
• Поддержка виртуальной памяти (virtual memory, swapping) — теоретически до 1Гб виртуальной памяти.
• Полностью защищенный режим работы.
• Динамическое подключение библиотек (dynamic linking, DLLs).
• Поддержка до 16Мб оперативной памяти.
Одной из самых неприятных помех для разработчиков было то что они столкнулись с необходимостью поддержки DOS. Ни одна из проблем не являлась непреодолимой, но их комбинация была убийственной. IBM и Microsoft расплачивались за непродуманные решения принятые при разработке DOS в 1981 году. К тому же огромная популярность DOS произвела эффект бумеранга – разработчики вынуждены были поддерживать DOS приложения в OS/2 чтобы иметь хоть какие-то шансы на завоевание рынка.
В конце-концов разработчики OS/2 нашли решение как исполнять DOS в защищенном режиме хотя в процессе поиска решения и столкнулись с огромным количеством проблем. Окончательный выход выглядел следующим образом: имелась одна-единственная полноэкранная сессия DOS которая не могла выполняться в фоновом режиме (с другой стороны приложения OS/2 работали в фоне при активном сеансе DOS). Реализация подобного подхода требовала частого переключения между защищенным и реальным режимами (при активной DOS задаче). Это в свою очередь повлекло за собой огромное количество усилий по сохранению производительности на приемлимом уровне. Одним из примеров дополнительных ухищрений были драйвера устройств самой OS/2 – они должны были поддерживать работу как в защищенном так и в реальном режиме для уменьшения количества переключений.
Код DOS применяемый в OS/2 базировался на коде MS-DOS/PC-DOS, но с многочисленными модификациями. Так, к примеру, код обеспечивавший работу с файловой системой работал только в защищенном режиме. Иными словами при обращении к файлу вся операционная система переключалась в защищенный режим. Впрочем впоследствии такой подход оказался большим плюсом – когда были релизованы инсталлируемые файловые системы оказалось что DOS сессия OS/2 не имеет никаких проблем с доступом к (например) файловой системе HPFS.
Весь же защищенный код был написан “с нуля” со всеми теми приятными особенностями которые были описаны ранее. Ядро и системные библиотеки в основном были написаны на ассемблере по следующим двум причинам:
• Производительность – OS/2 должна была работать на IBM AT с 6Мгц процессором.
• Ограничения по памяти – OS/2 должна была работать при наличии только 1Мб ОЗУ.
В новой операционной системе было особенно не на что посмотреть – интерфейс было исключительно текстовым (обещанный Presentation Manager был все еще в стадии разработки) и внешний вид весьма походил на DOS. Но после нажатия Ctrl+ESC появлялся Program Selector – утилита позволявшая запускать новые задачи и переключаться между существующими. Теоретически существовало 16 сессий, но поскольку сама OS/2 занимала часть из них пользователь имел доступ к 12 сессиям.
Рабочее пространство пользователя OS/2 1.0
С точки зрения пользователя OS/2 1.0 имела несколько существенных недостатков. Некоторые были исправлены в более поздних версиях серии 1.x, на исправление других понадобилось куда больше времени:
• Максимальный размер раздела 32Мб. Хотя возможно в 1987 году это было и не критично. OS/2 1.1 превысила это ограничение (хотя и базировалась на FAT), а OS/2 1.2 поставлялась уже с HPFS.
• Отсутствовала поддержка двойной загрузки (dual boot) или менеджера загрузки (Boot Manager). Dual Boot появился в версии 1.1, Boot Manager был реализован в версии 2.0
• Не было возможности обойти обработку файла CONFIG.SYS. Это было напастью всех версий серии 1.x. В сочетании с отсутствием Boot Manager-а это означало что если система не могла загрузиться (например, некорректный драйвер), то единственным шансом спасти ситауацию (и данные) была загрузочная дискета. Окончательно проблема была решена только в OS/2 Warp.
• Полное отсутствие механизма замены находящихся в использовании динамических библиотек (DLL). Это сделало установку исправлений системных DLL (таких как драйвера Presentation Manager) более чем затрундительным занятием. В OS/2 2.x ситуация разрешилась с помощью недокументированых вызовов API.
На рынке операционных систем OS/2 пребывала в состоянии безнадежной битвы за широкое распространение. Ее признанию мешало несколько факторов:
• OS/2 считалась требовательной к ресурсам (рекомендовалась AT с 2Мб ОЗУ хотя для работы было достаточно одного мегабайта).
• Совместимость с DOS на самом деле была далеко не на выском уровне. С другой стороны само наличие поддержки DOS было маленьким чудом поскольку препятствий этому было неисчислимое множество.
• Непомерно высокие цены. Возможно, маркетологи IBM и Microsoft имели какие-то свои особые соображения, но продажа набора разработчика (SDK – software development kit) за тысячи долларов отнюдь не помогала росту популярности операционной системы (первая версия Microsoft SDK for OS/2 вышедшая в апреле 1987 стоила три тысячи долларов).
• Ложные представления о новом продукте. Возможно самый большой ложный миф заключался в том, что OS/2 могла работать только на оборудовании IBM. Дела обстояли абсолютно иначе — даже версии OS/2 продаваемые самой IBM поддерживали оборудование сторонних производителей.
Резюмируя можно сказать что OS/2 1.0 не достигла абсолютного успеха (иначе сегодня большинство компьютеров работало бы под управлением OS/2), но и не стала оглушительным провалом. OS/2 внесла большое количество новых (и по большей части хороших) концепций в мир PC. Также OS/2 1.x выстроила солидный фундамент для OS/2 2.x которая в свою очередь была большим шагом в истории PC. Большинство концепций впервые появившихся в OS/2 1.x доказали свою обоснованность и не претерпели существенных изменений в последующих релизах. Программисты IBM и Microsoft без сомнения не заслуживают ничего, кроме уважения за проделанную работу.
OS/2 1.1 – Ранние годы.
Следующим релизом OS/2 стала вресия 1.1. Единственной причиной, по которой версию пронумеровали не как 2.0, вероятно было то, что графический интерфейс пользователя (GUI – Graphical User Interface) был обещан в версии 1.0, но не был закончен вовремя. Как забавный факт следует отметить, что Windows 1.0 разрабатывалась как Interface Manager и приобрела новое имя благодаря менеджерам игравших с именами не взирая на протесты программистов.
Presentation Manager имел кодовое имя Winthorn и практически полностью был написан в отделении IBM Hursley Labs. Программирование для PM было весьма схоже с программированием под Windows, однако, имелись и отличия:
• Прежде всего самое заметное было в различии координатных систем. В то время как координаты 0,0 в Windows были привязаны к верхнему левому углу экрана (что логично для знающего, как работает аппаратная реализация графики на архитектуре PC) в PM координаты 0,0 были привязаны к нижнему левому углу экрана (что логично для того, кто знает как работает координатная система в математике или физике).
• В Windows все графические операции передавались в так называемому Device Context. PM также использовал DC, но дополнительно имел еще один уровень абстракции называвшийся Presentation Space, что предоставляло большую гибкость.
• OS/2 имела гораздо более мощные функции рисования в своем графическом программном интерфейсе (Graphics Programming Interface, GPI) — наследие мейнфреймов. Некоторые из концепций GPI позднее были перенесены в Windows NT (но не в Windows 95).
• Общая программная модель в OS/2 была намного проще и не выглядела как набор “быстрых и грязных исправлений” (quick and dirty hack) что справедливо по отношению к программной модели Windows.
Помимо появления GUI другие изменения включали полную реализацию именованных каналов, которой не было в OS/2 1.0. Также была добавлена поддержка “больших” томов FAT (BigFAT). Теоретически поддерживались тома размеров до 2Гб, хотя практический лимит был несколько ниже.
После запуска OS/2 1.1 встречала пользователя следующим экраном:
Долгожданный GUI.
Достаточно странным фактом было то, что OS/2 1.1 не имела нормального текстового редактора с GUI интерфейсом – даже такого, как notepad в Windows. Вместо него было текстовое приложение E.exe, запускаемое из командной строки.
В любом случае, OS/2 1.1 была технически очень интересной и занимательной программой. Она обладала намного большими возможностями чем любая операционная система для персональных компьютеров в то время. Windows и MacOS даже в перспективе не имели того, что было в OS/2 – ни вытесняющей многозадачности, ни многопотоковости, ни виртуальной памяти.
Естественно, что системе были присущи и недостатки. Хотя и поддерживалось большинство тогдашних стандартов для вывода графики (CGA, EGA, VGA) но поддержка других была весьма слабая, если вообще существовала. Поддержка принтеров была чисто номинальная – несколько принтеров и плоттеров производства IBM и все.
Под OS/2 существовали различные приложения – в том числе такие как Microsoft Word, Lotus 1-2-3 и QuattroPro. Однако все они были текстовыми за исключением Microsoft Excel 2.2.
OS/2 1.2 – Развитие.
В конце 1989 Microsoft и IBM выпускают версию OS/2 1.2 – очень важное событие во всей истории OS/2 поскольку именно в версии 1.2 были реализованы практически все возможности обещаные в OS/2 еще до ее появления. В OS/2 1.2 разработчики наконец отказались от файловой системы FAT и реализовали инсталлируемые файловые системы (Installable File System, IFS) и высокопроизводительную файловую систему HPFS (High Perfomance File System).
HPFS была разработана “с нуля” Гордоном Литвином (Gordon Letwin) — ведущим разработчиком OS/2 в Microsoft. Новая файловая система весьма превосходила FAT, а также снимала множество ограничений:
• Отсутствовал печально известный лимит “8.3” на имена файлов – 8 символов на имя и 3 на расширение. Имена файлов могли быть длиной до 255 символов и допускали значительно больший диапазон допустимых к использованию символов – в частности пробел.
• Поддержка расширенных аттрибутов (Extended Attributes, EA). Каждый файл или директория могли иметь до 64Кб EA связанных с ним – там могла храниться любая информация – иконки, описания, информация для программы-каталогизатора и так далее.
• Поддержка больших дисков. FAT поддерживала разделы до 2Гб размером. HPFS поддерживала тома до 64Гб и была ограничена на то время лишь драйверами жестких дисков.
• Устойчивость к фрагментации. В то время как разделы FAT требовали регулярной дефрагментации для предотвращения иногда ощутимых потерь в производительности, HPFS пыталась использовать для файлов непрерывные фрагменты, сохраняя фрагментацию на минимальном уровне.
• Уменьшение потерь дискового пространства. Наибольший FAT диск в 2Гб размером использовал для хранения данных элементы размером 64Кб, чем вызывались большие потери дискового места (иногда до 50%). HPFS использовала сектора размером 512 байт таким образом резко уменьшая потери.
• Высокая отказоустойчивость. Если таблица FAT на дисковом разделе разрушалась в результате инцидента вся остальная информация на диске превращалась в гору бесполезного мусора поскольку вся информация о размещении файлов была сконцентрирована в FAT. HPFS дублировала часть информации и хранила структуру диска связно в обеих направлениях (от каталога к подкаталогу или файлу и наоборот). В результате, повреждения одной области не оказывали никакого влияния на весь остальной раздел. К примеру, не смотря на повреждение сектора с директорией – все файлы в ней оставались доступны.
Существовало две версии HPFS — “чистая” HPFS и HPFS386. Последняя, используемая в Microsoft LAN Manager (и IBM LAN Server) была более производительной, допускала значительно увеличенные размеры кэша и имела несколько расширений необходимых для серверов – к примеру встроенную систему разграничения доступа ( Access Control List, ACL) и систему ограничения директорий. В общем судьба HPFS оказалась весьма успешной – она практически в неизменном виде перешла в OS/2 2.0, и с некоторыми вариациями была использована в Windows NT под именем NTFS. Подобная история произошла с файловой системой UFS операционной среды SunOS 4.x. После революционного перехода на полностью новую ветку unix фирма Sun, имея богатый положительный опыт, без больших изменений оставила UFS в своей новой ОС. Это наглядный пример того, что удачные решения предшественников остаются в силе.
OS/2 GUI также получил новый внешний вид, весьма схожий с вышедшей через несколько месяцев Windows 3.0
Единообразие интерфейса OS/2 & Win3.0
Наиболее значимым различием между OS/2 1.2 и Windows 3.0 было то, что Windows не была операционной системой как таковой и исполнялась поверх MS-DOS (и даже могла быть запущена в DOS сессии OS/2). Также Windows содержала больше различных приложений (по большей части бесполезных, ну может быть за исключением Solitaire). OS/2 была более бизнес-ориентированной и при сравнении имела несколько спартанской вид. Отчасти это послужило тому, что Windows получила большее распространение среди конечных пользователей.
OS/2 1.3 – последняя из 16-битных ОС.
После исторического разрыва совместной разработки OS/2, вызванного нежеланием Microsoft делить прибыль от продаж оперционной системы с IBM, основной процесс по модернизации OS/2 происходил в IBM (хотя Microsoft и полностью сконцентрировалась на Windows некоторые вынужденные изменения в систему все же вносились). Версия 1.3 была практически идентична 1.2 по предоставляемым возможностям, но включала многочисленные улучшения производительности и удобстве использования.
Наконец во всех редакциях OS/2 присутствовал язык программирования REXX разработанный Майком Коулишоу (Mike Cowlishow) из IBM UK.
Язык изначально создавался для достижения четырех главных целей:
• легкой понимаемости (читаемости) написанных на нем программ, что облегчает работу программистам, пользователям и сопровождающему персоналу
• поддержка быстрого, эффективного и аккуратного программирования за счет обеспечения максимально естественной формы представления данных и управляющих структур языка
• обеспечения надежной и эффективной реализации языка на разнообразных платформах
• высокой применимости языка в системном и прикладном ПО
И все эти задачи были успешно решены. Таким образом операционная система получила мощный и гибкий инструмент, сравнимый с различными языками написания скриптов в UNIX подобных системах. Это несомненно являлось очень большим преимуществом, особенно в сравнении с более чем скромным набором возможностей которые предлагались при написании пакетных файлов в DOS и ранних версиях OS/2.
OS/2 2.0 – 32-х битная революция.
Пока в 1988 году IBM и Microsoft усердно трудились над OS/2 1.2 в IBM началась работа по разработке кардинально переработанной операционной системы. Итак, хотя версию 1.3 IBM совершенствовала исключительно своими силами, в тоже время под руководством ведущего разработчика Майкла Когана (Michael S. Kogan) уже полным ходом шли работы над версией 2.0. В марте 1992 операционная система была полностью готова и выпущена на рынок под названием OS/2 2.0 GA (General Availability – публично доступная). Приставка GA появилась не случайно. В это время шли яростные “словесные войны” между IBM и Microsoft и в одной из перепалок вице-президент Microsoft Стив Балмер пообещал публично съесть флоппи-диск если IBM умудрится выпустить OS/2 2.0 до конца 1991 года. Поскольку зрелище обещало быть достаточно интересным в ноябре 1991 была выпущена ограниченным тиражом OS/2 2.0 LA (Limited Availability – ограниченно доступная). К сожалению, господин Балмер не сдержал своего слова и OS/2 2.0 LA пришлось использовать как простую beta версию, каковой она в сущности и являлась.
Самым большим плюсом в OS/2 2.0 была сама система. Переход на 32-х разрядную архитектуру снял множество ограничений существовавших в DOS и OS/2 1.x – в первую очередь по работе с памятью. Вместе с тем система не была “полностью” 32-х разрядной – многие части оставались 16-ти разрядными – в первую очередь по соображениям совместимости и экономии времени. Для ускорения разработки, к примеру, драйвера графической подсистемы (драйвера видеокарт и принтеров для Presentation Manager) в OS/2 2.0 были 16-ти разрядными и были заменены 32-х битными версиями только в OS/2 2.1. Требованиями совместимости диктовалось использование 16-ти разрядных драйверов физических устройств (Physical Device Driver, PDD) совместимых с OS/2 1.3. Аналогичным образом многие фрагменты ядра были 16-ти битными для обеспечения поддержки приложений написанных для OS/2 1.x. Основные же элементы системы были полностью новыми и 32-х разрядными – к примеру поддержка множества виртуальных DOS машин (Multuply Virtual DOS Machine, MVDM) и менеджер памяти с поддержкой пейджинга. Более того основная часть кода была написана на C, а не на ассемблере как в OS/2 1.x.
Вторым существенным моментом стал новый интерфейс пользователя под названием Workplace Shell (или WPS для краткости) являвшийся радикальным уходом от концепций заложенных в GUI OS/1.x и Windows. Новый интерфейс был объектно-ориентированным и в нем все стало объектом – диск, принтер, программа и так далее. Манипуляции с объектами проводились с помощью drag-n-drop – перемещение, копирование, печать и уничтожение. В WPS широко использовалась правая кнопка мыши – для открытия контекстных меню и выполнения операций по перетаскиванию объектов.
Workplace Shell OS/2 2.0
Для оперционной системы OS/2 2.0 была зарегистрирована торговая марка “Интегрирующая платформа” (The Integrating Platform). Это название напрямую намекало на уникальную возможность OS/2 2.0 исполнять существующие DOS, Windows и OS/2 1.x приложения одновременно с новыми 32-х разрядными родными приложениями. В отличии от OS/2 1.x в версии 2.0 поддержка DOS была превосходной. Система полностью использовала появившийся в 386 и последующих процессорах виртуальный 8086 режим (Virtual 8086 mode). Злые языки компьютерного мира одно время утверждали, что этот режим был реализован в 386-м процессоре шокированными инженерами Intel – слухи о мучениях при программировании поддержки в OS/2 1.x действительно распространились весьма широко и облегчение страданий программистов на аппаратном уровне было поистине обычным состраданием. Кроме того, что пользователь теперь мог запускать не только несколько полноэкранных и оконных сессий DOS появилась возможность создавать “специальные” DOS сессии в которых использовалась не встроенная поддержка DOS, а предоставлялась возможность запустить DOS 4.0, DOS 5.0, DR-DOS и так далее.
Поддержка Windows приложений логическим образом вытекала из поддержки DOS. Полноэкранная Win-OS/2 сессия просто исполняла Windows 3.0 в рамках виртуальной DOS машины. Оконные сессии Win-OS/2 требовали более нетривиального подхода в связи с тем, что им было необходимо взаимодействовать с PM/WPS приложениями. Выход из ситуации был реализован написанием специальной версии экранного драйвера для Win-OS/2. Такой подход, хотя и обеспечил хорошую производительность, но имел существенный недостаток – это сделало процесс написания драйверов видокарт для OS/2 намного более сложным и дорогим занятием и было одной из причин малого количества драйверов для OS/2. Производителю приходилось помимо создания видеодрайвера для OS/2 дополнительно предоставлять специфическую OS/2 версию драйвера для Windows. Более логичным было бы написание “транслирующего” драйвера преобразовывавшего вызовы функций Win-OS/2 в вызовы PM – тогда от производителя требовалось бы написание только OS/2 версии видеодрайвера.
На первых порах OS/2 2.0 столкнулась с той же проблемой что и OS/2 1.x до нее – недостатком родных приложений. Система прекрасно справлялась с запуском DOS, Windows и OS/2 1.x приложений, но на первых порах ощущалась нехватка родных 32 разрядных программ.
OS/2 2.1, 2.11, 2.11 SMP – Надежная платформа, эпоха зрелости.
Выпуск версии OS/2 2.1 в мае 1993 года явился следствием эволюционного развития версии 2.0. Внешний вид не претерпел существенных изменений, разработчики продолжали трудиться над “внутренностями” системы. Из видимых конечному пользователю изменений стоит отметить смену версии Win-OS/2 с 3.0 на 3.1 и появление нового компонента под названием Multimedia Presentation Manager/2 (MMPM/2) добавившего в графический интерфейс пользователя различные мультимедийные возможности – звуковые схемы, воспроизведение мультимедийных файлов и тому подобное.
В ноябре 1993 выходит специальная версия OS/2 for Windows не содержащая кода Win-OS/2 а использующая уже установленную на компьютере копию Windows 3.x. Таким образом снижалась цена конечного продукта (IBM платила лицензионные отчисления Microsoft за использование кода Windows в Win-OS/2). Вместе с тем эта версия продемонстрировала ситуацию на рынке. Используя свое монопольное положение Microsoft с помощью манипуляций в сфере ценовой политики держала производителей клонов PC под жестким контролем, запрещая им предустанавливать на продаваемые компьютеры операционные системы отличные от DOS/Windows собственного производства. Позже такая политика была признана незаконной, но OS/2 это уже не помогло. Выпустив OS/2 for Windows фирма IBM пыталась разрешить проблему без нарушения OEM соглашений производителей компьютеров с Microsoft.
Несмотря на жесткий прессинг со стороны Microsoft времена OS/2 2.1 и 2.11 были отмечены ростом количества приложений написанных специально для OS/2. IBM достигла соглашения с несколькими крупными производителями программного обеспечения о разработке OS/2 версий их приложений. В число таких компаний входили Borland, Lotus, Novell и тогда еще самостоятельная WordPerfect. IBM в некоторых случаях даже субсидировала отдельные разработки. В то же время Microsoft проявляла не меньшую активность, однако не заключая договора или оплачивая разработку, а напротив шантажируя разработчиков ПО угрозами закрыть доступ к бета версиям и информации о Windows, если они будут разрабатывать свои продукты под отличные от Windows платформы.
OS/2 Warp. Золотая эра.
В октябре 1994 выходит OS/2 Warp – самая популярная и самая распространенная версия OS/2. Внутренне система незначительно отличалась от OS/2 2.11 за исключением расширенной поддержки оборудования и исправлением ошибок – хороший пример того, что грамотно спроектированный и продуманный продукт не нуждается в лихорадочном переписывании многих элементов кода. Наиболее серьезные изменения касались исключительно улучшению простоты использования конечным пользователем.
Развитие GUI интерфейса без отрыва от удобства использования.
Новые изменения и улучшения включали в себя:
• OS/2 Warp поддерживала новый улучшенный формат исп

- Home
Тестирование
- Back
- Agile Testing
- BugZilla
- Cucumber
- Тестирование базы данных
9000- JUnit
- LoadRunner
- Ручное тестирование
- Мобильное тестирование
- Mantis
- Почтальон
- QTP
- Back
- Центр качества (ALM) SAP000 SAP000 SAP000
- SAP000 SAP000
- SAP000 SAP000
- SAP000 SAP000 Управление
- TestLink
SAP
- Назад
- ABAP
- APO
- Новичок
- Назад
- 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 следует подписать
- Android
- AngularJS
- ASP.Чистая
- C
- C #
- C ++
- CodeIgniter
- СУБД
- Назад
- Java
- JavaScript
- JSP
- Kotlin
M000 M000 js
- Back
- Perl
- PHP
- PL / SQL
- PostgreSQL
- Python
- ReactJS
- Ruby & Rails
- Scala
- SQL5000
- SQL000
- UML
- VB.Net
- VBScript
- Веб-сервисы
- WPF
Необходимо учиться!
- Назад
- Учет
- Алгоритмы
- Blockchain
- Бизнес-аналитик
- Сложение Сайт
- CCNA
- Cloud Computing
- COBOL
- Compiler Design
- Embedded Systems
- Назад
- Ethical Hacking
- Excel Учебники
- Go Программирование
- IoT
- ITIL
- Дженкинс
- MIS
- Networking
- Операционная система
- Prep
- Назад
- PMP
- Photoshop Управление
- Проект
- Отзывы
- Salesforce
- SEO
- Разработка программного обеспечения
- VBA
Big Data
- Назад
- AWS
- BigData
- Cassandra
- Cognos
- Складирование данных 000000000 HBB
- Назад
Урок 8: Понимание операционных систем
/ ru / основы компьютера / мобильные устройства / контент /
Что такое операционная система?
Операционная система — это самое важное программное обеспечение , которое работает на компьютере. Он управляет памятью компьютера и процессами , а также всем его программным обеспечением и аппаратным обеспечением . Это также позволяет общаться с компьютером, не зная, как говорить на языке компьютера. Без операционной системы компьютер бесполезен .
Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше об операционных системах.
Работа операционной системы
Операционная система 9109 вашего компьютера ( OS ) управляет всем программным обеспечением и аппаратным обеспечением на компьютере. В большинстве случаев одновременно работают несколько разных компьютерных программ, и все они должны иметь доступ к центральному процессору (ЦП) вашего компьютера , памяти и памяти .Операционная система координирует все это, чтобы каждая программа получила то, что ей нужно.
Типы операционных систем
Операционные системы обычно поставляются с предустановленной на любом компьютере, который вы покупаете. Большинство людей используют операционную систему, которая входит в их компьютер, но возможно обновить или даже изменить операционные системы. Тремя наиболее распространенными операционными системами для персональных компьютеров являются Microsoft Windows , macOS и Linux .
Современные операционные системы используют графический интерфейс пользователя или GUI (произносится Gooey ). Графический интерфейс пользователя позволяет с помощью мыши нажимать значков , кнопок и меню , и все четко отображается на экране, используя комбинацию графики и текста .
Графический интерфейс каждой операционной системы имеет свой внешний вид, поэтому если вы переключаетесь на другую операционную систему, на первый взгляд она может показаться вам незнакомой.Тем не менее, современные операционные системы спроектированы так, чтобы были просты в использовании , и большинство основных принципов одинаковы.
Microsoft Windows
Microsoft создала операционную систему Windows в середине 1980-х годов. Было много разных версий Windows, но самыми последними являются Windows 10 (выпущен в 2015 году), Windows 8 (2012), Windows 7 (2009) и Windows Vista (2007). Windows поставляется с предустановленной на большинстве новых ПК, что делает ее самой популярной операционной системой в мире.
Ознакомьтесь с нашими руководствами по основам Windows и конкретными версиями Windows для получения дополнительной информации.
macOS
macOS (ранее назывался OS X ) — это линейка операционных систем, созданных Apple. Он поставляется с предустановленной на всех компьютерах Macintosh или Mac. Некоторые из конкретных версий включают Mojave (выпущен в 2018 году), High Sierra (2017) и Sierra (2016).
По данным StatCounter Global Stats, на пользователей macOS приходится менее , или 10%, глобальных операционных систем, что намного ниже, чем процент пользователей Windows (более , 80%, ).Одна из причин этого заключается в том, что компьютеры Apple, как правило, стоят дороже. Тем не менее, многие люди предпочитают внешний вид macOS по сравнению с Windows.
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим руководством по основам macOS.
Linux
Linux (произносится LINN-ux ) — это семейство операционных систем с открытым исходным кодом , что означает, что они могут быть изменены и распространены любым пользователем по всему миру. Это отличается от проприетарного программного обеспечения , такого как Windows, которое может быть изменено только компанией, которой оно принадлежит.Преимущества Linux в том, что это без , и есть много разных дистрибутивов — или версий — вы можете выбрать.
По данным StatCounter Global Stats, на пользователей Linux приходится менее 2% глобальных операционных систем. Тем не менее, большинство серверов работают под управлением Linux, поскольку их относительно легко настроить.
Чтобы узнать больше о различных дистрибутивах Linux, посетите веб-сайты Ubuntu, Linux Mint и Fedora или обратитесь к нашим ресурсам Linux.Более полный список вы можете найти в списке MakeUseOf «Лучшие дистрибутивы Linux».
Операционные системы для мобильных устройств
Операционные системы, о которых мы говорили до сих пор, были разработаны для работы на настольных компьютерах и ноутбуках . Мобильные устройства , такие как телефонов , планшетных компьютеров и MP3-плееров , отличаются от настольных и портативных компьютеров, поэтому они работают под управлением операционных систем, разработанных специально для мобильных устройств.Примеры мобильных операционных систем включают Apple iOS и Google Android . На скриншоте ниже вы можете видеть, что iOS работает на iPad.
Операционные системы для мобильных устройств, как правило, не так полнофункциональны, как операционные системы для настольных компьютеров и ноутбуков, и они не так и
.Что делает операционная система?
Короче говоря, операционная система действует как интерфейс между вами и вашей машиной. Это позволяет вам общаться с вашим оборудованием, будучи интерфейсом. Люди часто думают о персональных компьютерах, когда кто-то говорит «Операционная система», но ОС — это гораздо больше. Существует много разных типов операционных систем, и у каждой из них есть разные задания. Но если мы скажем, что делает операционная система, в итоге мы можем свести ее к двум основным функциям.
Операционная система имеет два основных задания, и в этом посте мы узнаем о том, что они из себя представляют.
Операционная система как расширенная машина
Проще говоря, операционные системы превращают уродливое оборудование в красивые абстракции.
Определение: Работа в качестве интерфейса между вашим программным обеспечением и оборудованием — одна из двух основных задач вашей операционной системы.
Как операционная система помогает в создании красивой абстракции?
Архитектура большинства компьютеров слишком примитивна для программирования.Рассмотрим ситуацию выполнения операции чтения и записи на дискету. Флоппи-диск полностью устарел, и вы можете не знать, что это такое, если вы не бумер. Значок «сохранить» в большинстве ваших программ — это значок дискеты. Раньше было дело до облачного хранилища, внешних жестких дисков и флэш-памяти. В любом случае, возвращаясь к делу, один из вариантов дискеты (PD765) имеет 16 команд. Каждый из них определяется загрузкой от 1 до 9 байтов в регистр устройства.
Эти команды предназначены для чтения и записи данных, перемещения рычага диска и форматирования дорожек, а также для инициализации, определения, сброса и повторной калибровки контроллера и приводов. Основная команда — это чтение и запись. Каждый из которых требует 13 параметров, упакованных в 9 байтов. Эти параметры включают в себя адрес считываемого блока диска, количество секторов на дорожку, режим записи, используемый на физическом носителе, интервал между межсекторными промежутками и что делать с меткой адреса удаленных данных.
Если вы не знаете, что все это значит, вы в некоторой степени поняли смысл. ОС делает все это абстракцией, вместо того, чтобы писать весь этот код, все становится проще в графическом пользовательском интерфейсе. С развитием технологий посмотрите, как легко стало переносить файлы с одного диска на другой. Это простая функция перетаскивания.
Другое использование ОС в качестве расширенного компьютера
Речь идет не только о дискете.Вы можете быть удивлены, кто так много пишет на внешний диск? Ну, это не единственное, с чем помогает операционная система. Эта функция операционной системы охватывает всех основных взаимодействий с оборудованием.
Это включает в себя:
- процессоров
- воспоминаний
- дисков
- устройств ввода / вывода.
Все вышеперечисленное обеспечивает неприглядные и противоречивые интерфейсы для людей, которые должны создавать программное обеспечение для него.Иногда это для обратной совместимости, а иногда для экономии денег.
Операционная система как менеджер ресурсов
Определение: Операционная система отвечает за распределение ресурсов, доступных на вашем компьютере (память, принтеры, жесткие диски и т. Д.), Каждой программе для поддержания порядка в вашей системе.
Рассматривать операционную систему как расширенный компьютер — это функция представления ОС сверху вниз. Есть еще один способ взглянуть на ОС, вид снизу вверх.В прекрасном интерфейсе ОС теперь так много абстракций. Теперь он должен управлять всеми этими битами сложной системы.
Современные компьютеры оснащены процессорами, памятью, таймерами, дисками, мышами, принтерами и множеством других устройств. Современные компьютеры также достаточно мощные, чтобы выполнять несколько задач одновременно. Многозадачность и мультипрограммирование — вот что делает компьютер мощной машиной.
Проблема возникает, когда две или более программ хотят использовать один и тот же ресурс.Когда два или более процессов ждут одного и того же ресурса, и ни один из них не сможет продолжить работу без ресурса, они попадают в тупик. Операционная система помогает справляться с тупиками.
Чем полезен менеджер ресурсов в операционных системах?
Например, , у меня открыто несколько документов, и я нажимаю «Печать». Система не должна печатать все страницы вместе на одной странице. Это станет хаотичным, вот что делает операционная система.Он резервирует принтер для одного документа. Когда это сделано, это дает разрешение на следующий документ для печати.
Операционная система отвечает за распределение памяти для каждой открытой программы, чтобы избежать сбоя системы. Это известно как управление памятью, и это жизненно важная часть ОС
Это означает, что одна из двух основных функций ОС — выполнять функции менеджера ресурсов. Он управляет распределением ресурсов между различными процессами. И, как все это происходит в прекрасном интерфейсе, вам не нужно писать код для распределения ресурсов между процессами, все это делается операционной системой.
,Что такое ОС (операционная система)?
Обновлено: 30.06.2020 от Computer Hope
Операционная система Операционная система или Операционная система — это программное обеспечение, установленное на жестком диске компьютера, которое позволяет аппаратным средствам компьютера взаимодействовать с программным обеспечением компьютера и работать с ним. Без компьютерной операционной системы компьютер и программы были бы бесполезны. На рисунке показана Microsoft Windows XP в оригинальной упаковке.
Когда компьютеры были впервые представлены, пользователь взаимодействовал с ними с помощью интерфейса командной строки, для чего требовались команды.Сегодня почти каждый компьютер использует операционную систему с графическим интерфейсом пользователя, которая намного проще в использовании и эксплуатации.
НаконечникНекоторые люди могут называть ОС «операционным программным обеспечением». Хотя это допустимый термин, более уместно называть это программное обеспечение «операционной системой».
Примеры компьютерных операционных систем
Ниже приведен список примеров различных компьютерных операционных систем по эволюции компьютеров.
ЗаметкаСледующие операционные системы считаются GPOS (операционные системы общего назначения).Смотрите наше определение RTOS (операционной системы реального времени) для примеров RTOS.
Microsoft Windows
Microsoft Windows является наиболее распространенной и используемой операционной системой на компьютерах на сегодняшний день, причем Microsoft Windows 10 является самой последней выпущенной версией Windows. В качестве операционной системы используются ПК и IBM-совместимые компьютеры.
Apple macOS
На компьютерах Apple macOS является основной операционной системой, используемой на настольных и портативных компьютерах Apple.
Android
Android в операционной системе используется со смартфонами и планшетами.На сегодняшний день Android является самой популярной операционной системой в мире из-за того, что на многих смартфонах используется вариант операционной системы Android.
Apple iOS
Используемая операционная система Apple iOS — это операционная система, используемая с Apple iPhone и iPad.
Linux
Linux — это бесплатная операционная система с открытым исходным кодом, используемая на ПК и IBM-совместимых компьютерах. Поскольку операционная система является бесплатной и с открытым исходным кодом, она также использовалась для создания многих вариантов Linux, включая: Ubuntu, Debian, Red Hat, Slackware и многие другие.Смотрите нашу страницу Linux для полного списка вариантов, перечисленных на нашем сайте с дополнительной информацией об операционной системе.
Chromium / Chrome OS
Chrome OS — это операционная система, используемая в Google Chromebook.
Другие операционные системы
Ниже приведен список некоторых других операционных систем, которые либо не попадают в вышеуказанные категории, либо считаются устаревшими.
Где хранится операционная система на компьютере?
В большинстве компьютеров операционная система хранится на основном жестком диске внутри компьютера.Компьютерные операционные системы также могут быть установлены и загружены с внешнего жесткого диска, дисковода или флэш-накопителя.
Какова история операционных систем?
За всю историю компьютеров было несколько разных операционных систем и версий. Чтобы упростить просмотр истории операционных систем, мы разбили историю операционной системы компьютера на следующие страницы.
Командная строка, Акронимы компьютеров, Встроенная операционная система, GUI, Microsoft, NOS, Операционная среда, Термины операционной системы, RTOS, Системное программное обеспечение, TOS
,