Графический манипулятор – . —

Музей DataArt. Манипулятор графической информации типа «мышь» / DataArt corporate blog / Habr

Музей DataArt существует уже 10 лет, некоторые экспонаты вы могли видеть в нашем блоге в виде постеров. Мы продолжаем расширять коллекцию и начали подготовку полноценной экспозиции об истории IТ. Параллельно будем регулярно публиковать материалы, посвященные отдельным экспонатам музея. В этой статье мы представляем советские мышки. Они же — «манипуляторы графической информации».

Первые мыши в СССР поставлялись вместе с импортными персональными компьютерами в 1980-х. В основном это трехклавишные устройства Genius и IBM и футуристические круглые трекболы Digital. По мере того как вычислительные машины становились меньше и распространялись за пределами лабораторий, потребность в удобных средствах ввода информации стала очевидной.

В коллекции DataArt импортные мыши, конечно,

тоже представлены.
Мышь рабочей станции AT&T UNIX PC 7300. Произведена около 1985 года


Мышь DEC VSXXX-AA от комании Digital, выпущенная около 1986 года. Эту модель Digital производила по лицензии Джека Хоули, одного из авторов первой мыши с шаровым приводом


Мышь Genius GM-6, середина 1980-х годов


Apple Desktop Bus Mouse II, выпущенная между 1993 и 1996 гг.


В статье в третьем номере журнала «Микропроцессорные средства и системы» за 1986 год, посвященной тенденциям развития советских ПК и довольно подробно описывающей предполагаемые нововведения, манипулятор «мышь» не фигурирует. Но уже через два года в том же журнале выходит целая статья об устройстве мыши, в автор которой объясняет, насколько это удобное и незаменимое устройство.

Мышей, очевидно, не хватало, а задачи, которые решали, в том числе, и на советских машинах, требовали удобных манипуляторов. В 1989 году Наиль Малахов и Александр Пиляр, сотрудники Объединенного института ядерных исследований в Дубне, создают свои схемы, во многом повторяя опыт иностранных инженеров. Дело в том, что компьютеров типа IBM PC и Правец-16, ЕС-1840 в их институте уже много, но штатная комплектация не предусматривает никаких устройств ввода, кроме клавиатуры. При этом многие стандартные программы (Norton, Lotus, Orcad) уже позволяют использовать мышь или «координатный шар».

Малахов и Пиляр пишут, что такие устройства незаменимы при работе с графической информацией: рисунками и схемами, в том числе, разводкой печатных плат. Не вдаваясь в технический анализ, обратим внимание, что разработка велась так, чтобы можно было использовать драйвер MSMOUSE.SYS компании Microsoft.

Немногим позже в Государственный комитет по изобретениям и открытиям была подана заявка на изобретение «Манипулятора графической информации типа „мышь“». Заявку подали Олег и Нина Янушкевичи, представлявшие предприятие П/Я Г-4805. Как мы знаем, под номером «почтового ящика» было скрыто НПО Прикладной механики им. М. Ф. Решетнева в Железногорске — теперь это АО «Информационные спутниковые системы».

В нашей коллекции есть несколько широко известных советских мышек УВК-1 (Устройство ввода координатное), которые, как указывалось в инструкции, «предназначались для расширения потребительских свойств» бытовых компьютеров «Электроника БК0010 и БК0010-01».

Примечательно, что выпускались эти мышки под маркой «Марсианка» на производстве МОКБ «Марс», которое специализируется на космической навигации, в частности, специалисты опытно-конструкторского бюро обеспечивали автоматизацию мягкой посадки орбитального корабля «Буран» в 1988 году.

Весьма вероятно, что производство было налажено как раз на основании того самого железногорского патента Янушкевичей, поскольку оба предприятия работали в одной отрасли, для которой при этом уже наступали трудные времена. В пользу этой версии говорит и хронология выпуска моделей серии: БК0011 выпущен уже в конце 1989-го, но в первых инструкциях к УВК-1 эта модель еще не упоминалась.

О другой классической советской модели манипуляторов графической информации — ЕС-1841. А002 — известно чуть меньше.

Эта серьезная мышь, которую называют то «колобком» (скорее всего, это относится не к конкретной модели, а к принципу — в основе устройства металлический шар), то «крысой» (в силу габаритов), была частью рабочей станции ЕС-1841.

Других точных сведений об устройстве нам обнаружить не удалось. По всей видимости, их начали производить вместе с самой ПЭВМ в 1987 году в Минске, отдельного патента на эту мышь мы так и не нашли. Вероятно, устройство или, как сказано в техническом описании «настольный прибор», было частью общей авторской заявки на ЕС-1841.

Получается, что советские мышки появились в 1987 году вместе с ПЭВМ ЕС-1841, были частью заводской поставки и отдельно не существовали. При этом домашних компьютеров к тому времени было уже довольно много. На помощь пользователям пришли ученые и конструкторы из отраслей, в которых специалисты были хорошо знакомы с координатными устройствами. Физики-ядерщики и создатели космических аппаратов делали проекты мышей для собственных нужд и, вероятно, для пополнения институтских бюджетов.

habr.com

Манипуляторы. назначение. типы. основные характеристики.

Манипуляторы — это специальные устройства, которые используются для удобного управления курсором.

Первая мышь появилась в 1963году в Стенфордском университете.

*Мыши делятся на:

-механические (перемещение осуществляет шарик, и это вращение отслеживается механическими датчиками).

-оптомеханические (при перемещении мыши внутри вращается шар и вращение отслеживается оптическими датчиками).

-оптические (ее перемещение отслеживается оптическими датчиками).

По методу подключения:

-проводные

-беспроводные

*мыши с множеством кнопок – до 40

*трекбол (перевернутая мышь)

*touch pad – сенсорная площадка, по к-ой водят пальцем, либо спецпалочкой.

*пенмаус – ручка по экрану.

*Mouse point – кнопочная система ( как на мобильнике). Нажатие кнопки в том или ином направлении соответствует аналогичному перемещению курсора на экране.

*Джойстик — обычно это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.

*Дигитайзер (Графический планшет) — устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в цифровую форму. Представляет собой плоскую панель — планшет, располагаемую на столе, и специальный инструмент — перо, с помощью которого указывается позиция на планшете. При перемещении пера по планшету фиксируются его координаты в близко расположенных точках, которые затем преобразуются в компьютере в требуемые единицы измерения.

Основной характеристикой мыши
является разрешающая способность , измеряемая в точках на дюйм (dpi). Нормальной

считается мышь, обеспечивающая разрешение 300-400 dpi.

Основной категорией в характеристике манипуляторов и клавиатур действительно оказывается эргономичность. Эргономичные современные мыши обеспечивают наиболее комфортную работу. Они отличаются от привычных easy mouse не только дизайном, но и дополнительными функциями, ускоряющими и облегчающими работу в сетях, с графикой, с большими пакетами документов. Кроме того, покупая мышь, необходимо примерить ее, она должна понравиться вашей руке. Если мышка подходит по размеру, руку не придется держать на весу, — а значит, не будет не болит запястье, вырастет производительность.
Производители предлагают сегодня просто огромное количество различных моделей мышей. Простая обычная мышка с тремя кнопками (например, Easy mouse, Pilot mouse) — наиболее распространена среди пользователей, самая дешевая среди всех. Scroll mouse: скроллинговая мышка — более сложный вид, приобретающий все большую популярность. Скроллинг — колесо прокрутки или клавиша-переключатель — позволяет быстро просматривать документы и работать в сети (Net mouse). Существуют модели с двумя колесиками, обеспечивающими вертикальную и горизонтальную прокрутку. Optical mouse — еще один вариант, это оптическая мышь с ковриком, на который нанесена специальная разметка. Быстро и плавно двигается, при этом имеет очень высокую точность попадания в нужное место на экране, чем приобрела любовь дизайнеров.

Если вам надоел хвост, тянущийся за мышкой, можете приобрести беспроводной манипулятор. Единственный недостаток бесхвостых мышей — так как их ничего не держит, они часто падают со стола.
Необходимо упомянуть и о дополнительных кнопках на современных мышках. Такие кнопки располагаются обычно сбоку, выполняют функцию кнопки окон в Windows (Alt+Tab) или программируются пользователем.

Следующий вид манипуляторов — трекболы. Внешне напоминающие перевернутую мышку, они отличаются от нее высокой точностью и эргономичностью. Управление непосредственно шариком не требует движения по коврику. Безусловно, более удобный манипулятор, чем обычная мышка. Некоторые манипуляторы совмещают в себе функции трекбола и мышки, имеют множество кнопок, рычажки и пр. Это более дорогие модели, высоко ценимые профессионалами.

Статьи к прочтению:

Ленточные конвейеры общее устройство назначение типы основные характеристики


Похожие статьи:

csaa.ru

Манипулятор типа «мышь» - это... Что такое Манипулятор типа «мышь»?

Беспроводные мыши

Беспроводная мышь на подзарядке (4 — мышь, 5 — док-станция)

Сигнальный провод мыши иногда рассматривается как мешающий и ограничивающий фактор. Этих недостатков лишены беспроводные мыши. Однако беспроводные мыши имеют серьёзную проблему — вместе с сигнальным кабелем они теряют стационарное питание и вынуждены иметь автономное, от аккумуляторов или батарей, которые часто далеки от совершенства.

Другими недостатками беспроводных мышей являются высокие цены, которые, впрочем, имеют тенденцию к снижению, увеличенный вес, не всегда устойчивое соединение и задержки при передаче-преобразовании сигнала.

Аккумуляторы беспроводной мыши могут подзаряжаться как вне мыши, так и внутри неё (точно так же, как аккумуляторы в мобильных телефонах). В последнем случае, мышь должна периодически подсоединяться к стационарному питанию через кабель, док-станцию или площадку для индукционного питания.

Оптическое соединение

Первыми попытками было внедрение инфракрасной связи между мышью и специальным приёмным устройством, которое, в свою очередь, подключалось к порту компьютера.

Оптическая связь на практике проявила крупный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешало работе.

Радиосвязь

беспроводная мышь Apple Mighty Mouse

Радиосвязь между мышью и приёмным устройством, подключённым к компьютеру, позволила избавиться от недостатков инфракрасной связи.

Изначально для мыши каждый производитель разрабатывал свой собственный метод передачи сигнала. Однако впоследствии для связи стало всё более широко применяться ноутбуки) уже оснащены Bluetooth-адаптером. На данный момент (середина 2008 года) Bluetooth-мыши продаются сравнительно недорого (от 40$).

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти — планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Siemens AG разработал мышь с сенсором-дактилоскопическим сканером для использования в системах управления.

С конца XX-го века все бо́льшую силу набирает производство аксессуаров специально для любителей компьютерных игр. Эта тенденция не обошла стороной и компьютерные мыши. От своих обычных офисных собратьев этот подвид отличается большей чувствительностью (до 5600

Как и всякий элемент компьютера, мышь стала объектом для моддинга.

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Водяное охлаждение, приделанное моддером к мыши

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций — двойные и тройные щелчки, перетаскивания, жесты, нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой… Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления — многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала.
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (если таковой нет, приходится применять суррогаты мыши наподобие миниджойстиков и тачпадов).
  • Ножки мыши накапливают грязь и служат недолго (по этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах).
  • Рисование мышью практически невозможно из-за особой реакции ОС на движения мыши. Если пользователь не снижает скорость, ОС предполагает, что он хочет далеко отвести мышь и ускоряет движение курсора. Проблема частично решается высокоточной геймерской мышью вкупе с отключенным ускорением; полностью — графическим планшетом.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК».[1]

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «нос» мыши. Нижняя часть ладони — на столе. Преимущество — точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Нос» мыши в центре ладони. Преимущество — удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «нос» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров.

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват — поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Производители компьютерных мышей

  • A4Tech, Belkin, Creative, Cyber Snipa, D.I.D., Fellowes, Floston, Fujitsu Siemens Computers, Gembird, HP, Kensington, Microsoft, Mitsumi, Mobidick, NeoDrive, Oklick, Porto, Samsung, SecuGen, Siemens AG,

См. также

Примечания

Внешние ссылки

dic.academic.ru

Сегодня компьютерной мыши исполнилось 46 лет / Habr

Если какой-то конкретный день и можно назвать днём рождения компьютерной мыши, то этот день — сегодня. 9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт показал новый тип манипулятора в «Матери всех демонстраций» вместе с графическим пользовательским интерфейсом, гипертекстом, текстовым редактором с совместным редактированием и другими будущими изобретениями, включая сетевые конференции. Хотя Энгельбарт разработал первый прототип ещё в начале 60-х, именно после этой презентации мышь стала известна широкой публике.

Об Энгельбарте отлично написано в этой статье, а под катом вас ждет видео с той самой презентации и интересные факты из истории компьютерной мыши.

«Мать всех демонстраций»

Альтернативная история

В том же 1968 году, но на пару месяцев раньше — в октябре, в Германии представили собственную мышь, весьма шарообразную. И это была первая мышь, в которой использовался шарик — конструкция, ставшая стандартной на долгие годы, вплоть до появления оптических мышей.

Первым коммерческим компьютером, в комплекте к которому шла мышь, был Xerox 8010 Star Information System в 1981 году. У этой мыши было три кнопки, а стоила она аж 400 долларов — это больше 1000 долларов в 2014 году с учётом инфляции.

Спустя два года вышла Apple Lisa. Компания решила ограничиться одной кнопкой на мыши и очень долго придерживалась ультраминималистичного принципа. Стоила эта мышь 25 долларов.

А вот- модельный ряд мышей Apple до 2009 года:

В СССР тоже производились &quotманипуляторы графической информации типа «мышь»&quot В 1991 году в Тольятти стали делать манипулятор «Колобок». Это была скорее крыса, чем мышь, а внутри неё был скорее шар, чем шарик.

Ещё одна отечественная мышь из 90-х — «Марсианка».

Оптическая мышь была изобретена в 1980 году, однако коммерчески доступная модель появилась только в 1999. Первые прототипы оптической мыши требовали специальной штриховки на коврике и были чувствительны к его загрязнению и расположению в пространстве. Современные мыши лишены этих недостатков. В качестве сенсора они используют маленькую, но очень быструю светочувствительную матрицу размером от 16х16 до 40х40 пикселей и работают практически на любой поверхности. Между прочим, у этой технологии военное происхождение — алгоритмы для отслеживания положения устройства по информации с оптического сенсора изначально разрабатывались для высокоточного оружия. А некоторые умельцы даже делали камеру из сенсора мыши.

С распространением оптических мышей навык быстрой и аккуратной чистки "роликов внутренностей и гениталия" механических мышек, когда-то бывший необходимым для всех, кто имел дело с компьютерами, перестал быть актуальным, а коврик превратился из абсолютно необходимого предмета, предотвращавшего проскальзывание шарика, в необязательный аксессуар для всех, кроме, может быть, дизайнеров да геймеров.


Одна из первых оптических мышей

Важную роль в истории компьютерной мыши сыграла компания Logitech. В 1991 году была выпущена беспроводная мышь, работающая с радио сигналом, а не с ИК: Cordless MouseMan. В 2004 году компания представила первую беспроводную лазерную мышь MX1000.

Долгие годы мышь и клавиатура безраздельно правили в царстве массовых устройств ввода. Лишь в последнее время их потеснили сенсорные экраны. У мыши было много конкурентов, но ни один из них не добился такой же популярности, хотя некоторые альтернативы были довольно удачными, например, знаменитый трэкпоинт из серии ноутбуков IBM ThinkPad. Это единственный графический манипулятор, который позволяет работать с курсором не отрывая рук от клавиатуры и не меняя их положения.

Конструкцию мыши продолжают активно развивать и дорабатывать, предлагая порой весьма экзотические новшества. Вот, например, летающая беспроводная мышь:

А вот — геймерская мышь с датчиками пульса, кожно-электрического рефлекса и реакцию, которая измеряет уровень страха игрока во время игры:

За несколько десятилетий мышь прожила очень бурную жизнь. Как и любую другую технологию на массовом рынке, её рано или поздно вытеснит что-то более удобное и простое для пользователя — в современных устройствах всё чаще вообще нет места для специального «графического манипулятора», его роль играют пальцы, кисти рук (как у Leap Motion) или всё тело (как у Kinect). Но даже когда мышь станет экзотическим нишевым устройством или исчезнет вообще, мы будем помнить её роль в «одомашнивании» компьютеров и их повсеместном распространении.

habr.com

МАНИПУЛЯТОР (в компьютере) - это... Что такое МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)?

МАНИПУЛЯ́ТОР в компьютере, указательное устройство для ввода информации, получившее распространение с появлением операционных систем с графическим интерфейсом.
Наиболее часто используемым видом манипулятора является мышь (см. МЫШЬ компьютерная), представляющая собой легко умещающуюся в ладони коробочку с кнопками. При перемещении мыши по столу или иной поверхности происходит аналогичное перемещение курсора на экране монитора. С помощью кнопок мыши можно подавать команды компьютеру. В портативных компьютерах вместо мыши используют трекбол, тачпад и трекпойнт. К манипуляторам относят и игровые джойстики.
Трекпойнт (англ. TrackPoint), впервые появившийся в ноутбуках (см. НОУТБУК) производства фирмы Ай-Би-Эм (см. АЙ-БИ-ЭМ) (IBM), представляет собой миниатюрный рычаг с шершавой вершиной диаметром 5—8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.
Тачпад (англ. TouchPad) представляет собой сенсорную панель, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно тачпад, так как отсутствие в нем движущихся частей обусловливает его высокую надежность.
Трекбол (англ. Trackball) представляет собой шар на подставке, вращение которого приводит в движение курсор на мониторе. Миниатюрные трекболы получили широкое распространение в портативных персональных компьютерах. Встроенные трекболы располагются в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из-за своего недостатка — постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов.
Джойстик (англ. Joystick) представляет собой манипулятор в виде рычага. Практически любую современную модель джойстика можно представить как два реостатных датчика, для питания которых используется напряжение 5 В. Рукоятка джойстика связана с двумя переменными резисторами, изменяющими свое сопротивление при ее перемещении. Один резистор определяет перемещение по координате X, а другой — по Y. В задачу адаптера джойстика входит преобразование изменения параметра сопротивления в соответствующий цифровой код. В зависимости от класса игр, на которые они ориентированы, джойстики могут иметь вид ручки управления, штурвала самолета, руля автомобиля, плоской площадки с кнопками (Game Pad).

dic.academic.ru

Манипулятор графической информации ЕС-1841 / Habr

Хочу рассказать о Манипуляторе Графической Информации ЕС1841.А002. Или просто мышке. Том самом легендарном кирпиче. На Гиктаймсе нашёл лишь одну статью о подобном, но там она лишь упоминалась. Сей девайс уже давно лежит у меня на полке, как память о эпохе советского компьютеростроения.



Эта мышь использовалась с компьютерами ЕС-1841. Судя по информации в сети, разработана в 1987 году. Сами эти ЭВМ являлись советскими копиями IBM PC, разработанными в 80-е годы в НИИЭВМ (г. Минск). Выпускались на Минском производственном объединении вычислительной техники. Судя по маркировке на подошве, моя была выпущена в 1989 году. Досталась она мне вместе с кучей различного компьютерного хлама довольно давно. Лет десять назад. И до сегодняшнего дня ждала своего часа. Время не пощадило пластик корпуса. Он сильно пожелтел. Кнопки немного потёрты, думаю, ей довольно активно пользовались. Первичный осмотр показал, что шарик практически не вращается, имеет незначительные следы коррозии. Я решил посмотреть, что же у неё внутри, в надежде починить, подключить к компьютеру и задействовать по назначению. Вся механика и электроника держится на пластиковой подошве. Верхняя крышка крепится четырьмя саморезами. Сняв её, увидел вот это:

Фото мышки без верхней крышки

Попробовал покрутить валы осей вручную. Крутились с трудом. Поэтому решил продолжить разбор. Валы держатся за счёт пластиковых защёлок, на фото их нет, уже сняты. Под ними пары светодиодов и фототранзисторов. Выстегнуть их оказалось не просто. Стоят плотно, лезвие канцелярского ножа не подцепляло. Очень боялся сломать. Но всё получилось.Фото платы со стороны механики

Оказалось, на обоих валах заклинены маленькие подшипники на дальних от перфорированных дисков концах. Раскатал их, зажав в патроне шуруповёрта. Пары минут вращения в обоих направлениях на каждый оказалось достаточно. Протёр пыль внутри корпуса, в ложементах валов. Как смог стёр ржавчину с шарика. Вопреки ходящим байкам, он точно не от подшипника. Судя по следам механической обработки, скорее всего фрезерованный. Но может быть и обработанный напильником. Вес мышки в пол кило тоже байка. Весит она не больше 150 грамм. Стакан воды точно тяжелее.Фото шарика крупным планом

На фото это может быть не особо заметно. В общем отличается от идеально отполированных шариков подшипников. В свете желания задействовать мышу, размышлял о снятии всего блока механики, чтобы срисовать все дорожки. Но побоялся. Пришлось бы гнуть ноги светодиодов и фототранзисторов. Всё таки 26 лет старушке. Занялся поиском информации в сети. Нашёл кучу форумов любителей старины, скупающих блоки ЕСок, ищущих схемы, прошивки ПЗУ. В общем машина среди ценителей старины довольно популярная. Но схему мышки так и не нашёл. Зато нашёл старинную статью о подключении такой мыши к ZX Spectrum. А в ней схему контроллера. Там и обнаружилась распиновка разъёма.

Аккуратно собрал мышку. Теперь механика работает без нареканий. Сначала подключил омметр между массой и контактами кнопок. Все три кнопки работают, замыкание на массу. У третьей сопротивление почти на Ом больше, чем у двух других. Может в тестере батарейка подсела, а может и годы. В мышке стоит микросхема К561ТЛ1. Это четыре элемента 2И-НЕ с триггером Шмитта на выходе. Служит для формирования чётких фронтов сигналов.

Насколько я могу судить об устройстве: через токоограничивающие резисторы запитаны светодиоды. Четыре фототранзистора подключены к микросхеме. В зависимости от направления вращения шариком валов, на выходах пар триггеров в соответствующем порядке по очереди проскакивают единички и нули. Я обрадовался, что смогу подключить мышу через ардуину по назначению. Не считая кнопок, четыре пина на инпут, слушаем, в какой очерёдности скачут уровни, из этого вычисляем направление смещения. Ну а по самому факту изменения – расстояние смещения. Далее, через библиотеку mouse для Ардуино прикидываемся хуман интерфейс девайсом, и всё! Мыша работает. Но тут меня ждал облом. У меня ардуино нано, на камне Atmel ATMega 328 P. А значит интегрированного в камень USB нет. И использовать библиотеку не получится. Здесь нужны Леонардо или супермикро. Второй идеей было найти электронику от старой шариковой мышки. Завести на неё сигналы, вместо её фотодатчиков. Но её найти не удалось. Третий вариант, для моей ардуины, писать драйвер для компа, получающий данные от ардуины через ком-порт, и уже рулящий мышой в системе. Для этого мне сильно не хватает знаний. Мышку я запитал 5 вольтами. Подключался к контактам Xa Xb Ya Yb, и катал шарик. Всё работает на контактах то нолики, то единички. Думаю, мышка полностью живая.

Может быть, когда-нибудь разживусь ардуиной супермикро. И тогда точно попробую задействовать этот легендарный девайс. По крайней мере этот путь мне более или менее понятен. А пока упакую в пакетик. Пусть ещё полежит. Лет двадцать пять. Тогда она уже точно будет конкретным раритетом.

habr.com

Графический манипулятор

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ. К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4939750/24 (22) 28.05.91 (46) 15.12.93 Бюл. Na 45-46 (71) Научно-производственное объединение прикладной механики (72) Янушкевич НА; Янушкевич ОД (73) Янушкевич Олег Диодорович (19) RRU U(11) 2004930 Cl (51) 5 G06K11 18 (54) ГРАФИЧЕСКИЙ МАВИПУЛЯТОР (57) Использование: область электроники и вычислительной техники. Сущность изобретения: манипулятор содержит основание, четыре подшипника, два преобразователя угол поворота — код, два вала, держатель. 4 ил.

2004930

Формула изобретения

ГРАФИЧЕСКИЙ МАНИПУЛЯТОР, со- первом и втором подшипниках первым валом, на котором расположен первый преобразователь угол поворота - код, третий и четвертый подшипники, второй вэл с установленным вторым преобразователем угол

Изобретение относится к электронике и вычислительной технике.

Цель изобретения — повышение надежности манипулятора.

На фиг.1-4 представлена структурная схема и конструкция манипулятора соответственно, Манипулятор содержит основание

1, первый вал ", подшипники 31-344, преобразователи угол поворота — код 4 и 4z, второй вал 5 и держатель 6. Позицией 7 обозначен третий вал, На основании 1 укреплен вал 2 иа подшипниках 31 и 3г и преобразователь 4>, На поверхности держателя 6 укреплен вал 5 и преобразователь 42. Вал 5 укреплен консольно, т.е. часть его находится BI4c плоскости держателя 6, подобно маленькому смычку с враща,ощимся стэком, з вал 2 подобен вращающейся струне скрипки.

Манипулятор работает следующим образом (осиование 1 и держатель 6 конструктивно являются корпусами, см. фиг.2, 3, 4, манипулятора), Если взять в руку держатель

6 (смычок) и консольной, выступающей частью вала 5, провести по валу 2 (струне), то вап 2 будет вращаться, при этом иа выходе координатного преобразователя этого вала

41 будут вы Рабаты ваться импульсы, пропорционально величине позиционирования и направлению позиционирования, Вращение вала 2 соответствует оси У. Если валом 5 провести вдоль вапэ 2, то будет вращаться вал 5, при этом на выходе координатного преобразователя 4z этого вала будут вырабатываться импульсы, что co0I" ветствует позиционированию по оси +Х, При проведении "смычком" по "струне" под углом будут вращаться обз вэпа 2 и 5, прокатываясь друг по дру у своими обрезиненными образующими поверхностями, при этом координатные преобразователи 4> и 42 обоих BBEIQB будут отрабатывать соответствующее количество импульсов, пропорциональное углу и расстоянию позиционирования по осям + Х и + Y.

При работе с манипулятором создается ощущение прокатываиия шарика между двумя пластинами, а обрезиненные валы усиливают это необычное и приятное ощущение. Эффект "плоского шара" позволяет держащий основание с установленным в

50 осуществить конструкцию трехмерного манипулятора (фиг,3), Дпя этого на основании 1 установлен третий вал 7, перпендикулярно основанию

1 и валу 2 и координатный преобразователь

4з вала 7, Введение третьего вала позволяет работать с прикладными пакетами трехмерной графики. Взл 7 — это ось Z. Работа вала

7 аналогична валу 2 (оси X), Однако третий вал 7 можно использовать и в двухмерной графике — выбор атрибутов из дополнительного меню без аппаратного переключения (клавиатуры). Обычно для решения подобных задач манипуляторы "обрастают" дополнительной клавиатурой, Такие "удобства" оплачиваются габаритами и весом и оцениваются такие манипуляторы как "чемодан без ручки".

Предложенное техническое решение с тремя валами позволяет простыми средствами решать эти задачи.

Одним из параметров манипуляторов является "ускорение", т.е. чувствительность к скорости перемещения манипулятора.

Чем быстрее вращается вал манипулятора, чем быстрее, тем большее расстояние будет проходить курсор на экране. Величина "ускорения" выбирается клавиатурой, Эта задача решается изготовлением валов манипулятора в форме конуса, Скорость вращения валов пропорциональна диаметру взаимодействия между образующими конусов, т.е. чем меньше диаметр валов, тем выше скорость позиционирования. Предложенное техническое решение позволяет оператору плавно варьировать "ускорением" перемещения маркера без дополнительныхых операций.

Таким образом, технико-экономический эффект заключается в повышении надежности и расширении функциональных возможностей графического манипулятора путем установления валов в разных плоскостях под углом и коитактирования их между co" бой образующими поверхностями, введения третьего вала и придание валам форму конуса. (56) Авторское свидетельство СССР

Мг 1528212/24, кп, 6 06 К 11/06, 1987, поворота - код и держатель, валы выполнены коиусиой формы с конусными торцами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности манипулятора, в нем третий и четвертый подшипники расположены на плоскости держателя и в них консольно закреплен второй вэл, нэ поверхности валов нанесены слои резины.

>pzqc Ä >

2004930 юг 4

Составитель G. Янушкевич

Техред М.Моргентал Корректор Л. Ливринц

Редактор В. Трубченко

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3396

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Графический манипулятор Графический манипулятор Графический манипулятор Графический манипулятор 

findpatent.ru

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/pk-region.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/pk-region.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о